Найти тему

Бумбокс "Звезды не ездят в метро". Об отношениях между звездами и поклонниками

Что такое парасоциальные отношения? Может ли любовь к кумиру привести к социальной изоляции? Каковы шансы, что увлеченность известным человеком перестаёт в настоящие серьезные отношения? А в одержимость? Про специфику отношений звезда-поклонник, про иллюзию бесконечного выбора - все это в пятом эпизоде подкаста "Концерт под крышей".

Послушать/посмотреть подкаст можно на любой удобной платформе по ссылке.

Песню можно послушать здесь.

Сегодня в подкасте песня «Звезды не ездят в метро». Изначально это песня "Машины времени", вышла она в 2001 году. В 2010 ее перепела группа "Бумбокс", сохранив оригинальный текст. Мне их версия больше откликается по музыке, эмоциям и настроению, поэтому сегодня слушаем их.

Когда я начала разбор, мне казалось, что заходить я буду с одной стороны - со стороны поклонниц-фанаток, которые мечтают о встрече (и не только о встрече) со звездой. Но аппетит приходит во время разбора - в итоге рассматривать песню мы будем аж с трех ракурсов.

Начнем с героини. Мы знакомимся с ней в первом куплете:

"В серой толпе сама по себе

Полуприкрыв глаза

Снова в метро идет она."

Вроде как ничего необычного пока, дальше мы узнаем чуть больше:

"В сумке на дне сложен вдвойне смятый заветный билет

Завтра она идет на концерт к нему."

Итак, героиня собирается на долгожданный концерт. Она в приятном предвкушении. Но припев добавляет безысходной грусти:

"Мы бьемся, как рыбы в стекло.

Встретиться с ней не получается,

Звезды не ездят в метро."

Что подсказывает нам: здесь могут быть ожидания чего-то большего, чем послушать концерт любимого исполнителя.

У кого дома никогда не висели ничьи плакаты - пусть кинет в меня коммент в телеграме. :) Даже, если обои не разрешали портить, скорее всего, найдется хотя бы один герой из фильма или сериала, актер, артист, певец, спортсмен, политик, блогер, ведущий, комик, стример, известный бизнесмен - кто-то, кто снился, будоражил фантазию, был эталоном, кто вдохновлял и дарил позитивные эмоции и поднимал настроение.

И… Это нормально…

Конечно, культ известных людей появился с началом эры медиа-контента. Но давайте заглянем глубже?

Люди с давних времен из поколения в поколения передавали истории, легенды о великих войнах, мудрецах, героях. Они становились примером для подражания.

Теперь вместо летописей, баллад, легенд и сказаний у нас есть СМИ и публикации в социальных сетях, где звезды сами могут рассказывать о себе и показывать свою жизнь.

Есть такой термин - парасоциальные отношения. Его ввели американские психологи еще в середине 20 века. Это эмоционально насыщенные, но односторонние отношения, когда у зрителей, слушателей, читателей возникает ощущение связи со знаменитыми людьми. Этакая привязанность к медийным персонам (или вымышленным персонажам - героям фильма или видеоигр, например) Т.е. человек не знаком со знаменитостью лично, но знаменитость при этом является частью их жизни: объектом романтического интереса, ролевой моделью близкого друга, советчиком, собеседником, примером для подражания.

Что способствует распространению парасоциальных отношений?

С одной стороны к этому подталкивает дефицит общения и снижение количества социальных контактов. Недавние пандемия и самоизоляция также сыграли свою роль. Одно из свежих исследований подтвердило, что во время пандемии увеличилось количество парасоциальных отношений. Это помогало людям справляться с дефицитом живого общения и ограниченными возможностями видеться с друзьями и семьей.

Итак, количество общения уменьшилось, а одна из самых важных потребностей человека - в социализации, в связанности, близости с окружающими людьми, осталась.

И здесь на сцену выходят социальные сети. Инстаграм, Ютуб и ТикТок - все они как-будто cпециально созданы для формирования парасоциальных отношений. Становясь «подписчиком» кого-то, появляется ощущение, что на своей странице этот человек разговаривает именно с тобой лично. Stories, влоги, стримы - это происходит в теплой живой атмосфере. Откровенные рассказы о жизни, дружеские обращения на ты, приветствия, опросы на страничках социальных сетей - все это подкрепляет у слушателей ощущение связанности с публичными людьми. Создается эффект ложной близости.

И здесь даже есть формальные признаки коммуникации (двусторонней связи) - мы слушаем собеседника, видим и слышим его. Иногда тыкаем на опросы в соц.сетях, ставим реакции, комментируем. Иногда пытаемся подражать, иногда слушаем советы и следуем рекомендациям.

В итоге, мы подсаживаемся на это общение, оно начинает занимать важное место в нашем информационном пространстве. Чем больше внимания мы отдаем человеку, тем больше ожиданий, тем значимее он в нашей жизни. Эмоциональная связь усиливается.

Проявляться парасоциальные отношения могут по-разному - кто-то пересматривает фильм или клип много-много-много раз ради любимого артиста или персонажа, кто-то подражает стилю, кто-то собирает и коллекционирует информацию - фото, статьи, ролики, новости из жизни.

Но то, что вы поклонник чьей-то деятельности или у вас есть любимый блогер еще не означает, что у вас с ними парасоциальные отношения — четкие границы провести тут непросто. Главное, на что стоит обратить внимание - это степень эмоциональной вовлеченности.

Если то, что происходит с публичной персоной не влияет на вас эмоционально - это признак того, что вы просто поклонник. Если же его успехи радуют и вдохновляют, а неудачи расстраивают и злят, если вы воспринимаете медийную личность, как друга - тогда можно присмотреться к этой истории повнимательнее. Но даже если и так.

В большинстве случаев парасоциальные отношения нормальны, безопасны и могут быть даже полезны. Чем именно?

  • Дают ощущение дружбы, чувство сопричастности и близости. Бонусы - над такими отношениями не нужно работать, нет возможности реального отвержения, есть ощущение контроля над этими отношениями (хочу - читаю и смотрю блог, не хочу - не читаю и не смотрю)
  • Иногда это помогает не только получить Ощущение близости в формате онлайн, но и помочь и в создании и поддержании реальных социальных контактов. Можно завязать новые знакомства в фан-клубах и сообществах, посвященных публичной персоне. А в общении с уже имеющимися друзьями и знакомыми новости из жизни интересующего человека могут стать темой для обсуждений.
  • Истории успеха звезд могут вдохновлять на перемены и развитие в собственной жизни.
  • Исследование, опубликованное в феврале 2017 года в журнале Frontiers in Psychology показало, что парасоциальные отношения могут помочь подросткам, молодым людям сформировать свою идентичность и развить автономию. Публичные люди становятся образцами для подражания, на которых равняются, чьим советам следуют. Например, когда блогер делится своими проблемами с психическим здоровьем это может стать мотивацией также искать информацию и начать заботиться о себе, помогает в моменте чувствовать себя не одиноким в своих сложностях.
  • И, конечно, благодаря кумирам и любимым героям мы испытываем яркие эмоции. В это время у нас активизируются зеркальные нейроны. Нашему мозгу не важно – реальность это или фантазия, офлайн или онлайн. Чувства все равно возникают.

Есть стереотипное мнение, что парасоциальные отношения в итоге приводят к изоляции и провоцируют одиночество. Но по факту это скорее исключение из правил, когда одинокие люди полагаются только на парасоциальные отношения, исключая из своей жизни другие контакты.

Более того - парасоциальные взаимодействия часто являются способом расширения социальных взаимодействий, а не их замены. Исследование Рубина и др., проведенное в 1986 году, показывает, что интенсивность парасоциальных отношений не обязательно увеличивает степень одиночества.

Если все так радужно, то откуда истории с преследованиями звезд, с угрозами и одержимостью, которые регулярно смакуются СМИ?

У преследователей, дело как правило не в самих парасоциальных отношениях (это, скорее уже симптом), а в проблемах с психическим здоровьем.

Давайте вспомним подобные истории:

  • Джон Хинкли-младший, потенциальный убийца Рональда Рейгана, застрелил бывшего президента в 1981 году, потому что хотел произвести впечатление на Джоди Фостер.
  • Гвинет Пэлтроу страдала от преследований одного и того же сталкера почти два десятилетия.
  • Рикардо Лопес пытался убить певицу Бьорк в 1996 году — после того как узнал, что у нее есть любимый мужчина.
  • В 1999 году Джорджа Харрисона несколько раз ударил ножом мужчина, пробравшийся в его дом, на суде он говорил, что это была миссия, возложенная Богом.
  • В 2014 году некий мужчина проник в дом Сандры Буллок, потому что считал себя её мужем.
  • В 2019 году фанат японской певицы Эну Мацуоку напал на нее с ножом и нанес травмы лица. Чтобы узнать, где она живёт, он тщательно изучал селфи девушки и сверял отражения в её зрачках с панорамами в Google Maps.

Все эти события произошли, потому что у людей были серьезные проблемы с психическим здоровьем: их действия не были результатом парасоциальных отношений.

Итак, типичные парасоциальные отношения безвредны и не опасны. Могут ли они приносить человеку дискомфорт?

В определенных случаях, да. Они могут вызвать чувство собственной никчёмности и неуверенности в себе (пишем кумиру, а он не отвечает). Со временем односторонний характер парасоциальных отношений может стать неудовлетворяющим

Хотела бы я рассмотреть ситуацию, где наша героиня заметила свою чрезмерную вовлеченность в отношения со звездой и решила прийти ко мне на сессию, но вероятность такого расклада стремится к нулю.

Часто заметить это самостоятельно сложно. Для вас этот человек - друг, и вы считаете, что общаетесь с ним так, как положено другу. Все в пределах нормы.

Чаще на это обращают внимание близкие и родственники. В большинстве случаев попытки вразумить воспринимаются как нападение на идеалы.

Возможно, стоит присмотреться внимательней к своей увлеченности, когда неудачи звезды начинают переживаться также болезненно, как собственные. Когда начинает казаться, что мы можем влиять на его жизнь (комментариями либо своими советами). Когда мы начинаем чувствовать себя глубоко оскорбленным, если кто-то высказывает негатив в сторону любимой знаменитости, когда мы специально выделяем время на прямой эфир, трансляцию в ущерб другим своим важным делам и задачам. В общем, когда мы пренебрегаем собственными целями, отношениями и жизнью, и парасоциальные отношения вытесняют другие значимые связи.

Что делать в этом случае? Посмотреть и признать, как это влияет на вашу жизнь. Понять, для чего нужны эти отношения - что именно они дают или чего помогают избежать. В зависимости от этого можно попытаться удовлетворить потребность другим способом.

Это мы с вами посмотрели на историю со стороны поклонницы. В этой песне, на самом деле, вводных данных о ней не очень много.

А что у нас со звездой?

Об этом нам рассказывает второй куплет. Про того самого артиста, встречи с которым ожидает наша героиня

"Он дома один, он которую ночь без сна

Он всех послал, он так устал от этих накрашенных стерв"

Что замечаю? Герой легко ровняет всех потенциальных партнерш под одну гребенку и посылает.

"Он знает, что где-то в метро - она."

И где-то есть она. Не очередная накрашенная стерва, видимо.

По ощущениям тут прослеживается иллюзия бесконечного выбора. Герой довольно легко расстается (посылает всех) и живет в надежде, что где-то есть идеал.

Иллюзия бесконечного выбора зачастую необъективно завышает самооценку. И подкрепляет привычку поведения не вкладываться в отношения для создания прочной пары, а прощаться и искать кого-то лучше.

Это как в Тиндере, когда может быть много взаимных совпадений, и человек регулярно проводит отбор среди 10-100 кандидатов. И снова к исcледованиям - чем чаще человек пользуется приложением для знакомств, тем выше вероятность, что разовьется что-то типа зависимости и навязчивого поведения, когда человек бесконечно перебирает (свайпает) профили в поисках кого-то лучшего. Подобные действия обещают в будущем вознаграждение, а в моменте нет никакого отвержения и неприятия. Я никого не выбираю и не могу расстроиться, что кто-то взаимно меня не выбрал.

Что делает наш герой? Наш герой отшивает всех возможных претенденток, не вникая особо в то, что это за человек (обобщая и навешивая ярлык сразу всем) и размышляет об идеале, который где-то в метро.

"Он всех послал, он так устал

От этих накрашенных стерв.

Он знает, что где-то в метро - она."

Иллюзия бесконечного выбора порождает бесконечный поиск, что ведет к отсутствию результата.

Обещала три составляющих.

О поклонниках поговорили, о звездах тоже. Осталось поговорить о возможных реальных отношениях между ними.

А бывает вообще так, что увлеченность звездой перестаёт в настоящие серьезные отношения? Есть такие примеры: Риз Уизерспун и руководитель актерского агентства Джим Тот, Николас Кейдж и официантка Элис Ким, Элвис Пресли и Присцилла, Мэтт Деймон и официантка Люсьена Баррозу.

Но это редкие исключения. Что в большинстве случаев происходит в таких отношениях?

С одной стороны находится поклонник с эмоциональной зависимостью от звезды, и его самооценка будет жестко зависеть от действий знаменитости. Где через экран телевизора или смартфона, сцену, через грим и созданный образ, через свои фантазии и иллюзии в звезде очень сложно увидеть реального человека, личность.

С другой стороны - звезда. Человек, привыкший к вниманию поклонников, часто выбирающий и приоретизирующий карьеру, а не семью. С дефицитом свободного времени и внимания, с высокой занятостью.

А для отношений нужно время, желание, совпадение этих желаний и приоритетов, реальный контакт людей без масок и сценических образов… Иначе - это разные уровни, где

«Встретиться с ней не получается. Звезды не ездят в метро!»

_______

Ваша поддержка важна для развития подкаста! Не забывайте ставить лайки и делиться подкастом. Обратную связь, комментарии и предложения можно оставлять в социальных сетях автора подкаста Nenarmari:

Инстаграм* (ник - @nenarmari)

Телеграм канал

Сайт и запись на терапию

Послушать подкаст (аудио, видео-версии)

* Instagram (соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН)