Уверена, не раз в литературе XIX века (или об этом веке), и о более ранних периодах вам встречалось упоминание о белье, сделанном монахинями. И вроде бы это хорошо - труд, для которого нужны время и усидчивость, польза... Но я, например, до поры до времени не задумывалась о том, что между "вольной швеёй" и "монахиней" была конкуренция...
Мы с вами недавно знакомились с жизнью парижских швей по труду публициста второй половины XIX века Николая Шелгунова. И, помимо прочего, пишет он и о конкуренции, которую швеям составляли тюрьмы, монахини и благородные дамы. Сегодня - о монастырях!
Он пишет: "Монастыри и учрежденные ими благотворительные заведения, известные под названием мастерских (ouvroirs) и разные благородные, дамы занимающиеся шитьем для продажи, вредят еще больше бедным швеям по профессии. Разумеется, и монахини, и благородные дамы имеют полное право заниматься работой на продажу; благотворительные заведения оказывают тоже большую услугу обществу, давая занятие и воспитание множеству бездомных или покинутых девушек; тем не менее, они действуют в подрыв бедным работницам, у которых для существования нет других источников кроме их труда.
В Париже на сто дюжин рубашек, поступающих в продажу, восемьдесят пять дюжин шьются в монастырях. Не одни девушки и женщины монастырских мастерских занимаются их шитьем, монахини тоже. Но если бы эти самые монахини жили в свете, то уж разумеется большая часть из них не занимались бы шитьем. Живя в монастырях на счет монастырских доходов, для них нет необходимости добывать еще деньги, к тому же монастырские постановления налагают на них правила строгой жизни, и следовательно, увеличение дохода не может и не должно изменить этой жизни.
Работая таким образом без нужды и больше по обряду, или для того чтобы избегнуть праздности, они могут понижать свой заработок решительно как им вздумается. Но положение вольной швеи не то - она живет своей задельной платой; торговаться с ней, чтобы понизить эту плату, значит торговаться на её жизнь; всякий сантим который она уступит, есть для неё новое какое-нибудь лишение, а лишениям этим есть наконец и предел".
"Обыкновенно монастырское вышиванье и шитье считают лучшим, чем работа вольных швей. Это справедливо. Монахини, которых ничто не торопит, могут работать медленно, и, следовательно хорошо; для бедной швеи это менее возможно - количество ее труда есть для нее мера средств ее существования. Таким образом, монастырская работа может быть и лучше по качеству, и дешевле в цене. Обыкновенное понижение на монастырскую работу составляет 25%. В настоящее время за грубые рубашки монастыри берут от 25 до 60 сантимов. Обыкновенно хорошая вольная швея не может сделать в день более двух рубашек в 60 сантимов и трех в 25 сантимов. А расходы на иголки, нитки, а зимой на освещение…"
Помните, как Скарлетт радуется, выйдя замуж за Ретта Батлера? "А тонкое, сшитое монахинями белье! Какое оно прелестное и сколько у нее этого белья! Сорочки, и ночные рубашки, и панталоны из тончайшего льна, отделанные изящнейшей вышивкой, со множеством складочек". Ну да, ну да... Об этом и речь.
P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!