Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Жизнь швеи: конкуренция с монастырями

Уверена, не раз в литературе XIX века (или об этом веке), и о более ранних периодах вам встречалось упоминание о белье, сделанном монахинями. И вроде бы это хорошо - труд, для которого нужны время и усидчивость, польза... Но я, например, до поры до времени не задумывалась о том, что между "вольной швеёй" и "монахиней" была конкуренция...

Мы с вами недавно знакомились с жизнью парижских швей по труду публициста второй половины XIX века Николая Шелгунова. И, помимо прочего, пишет он и о конкуренции, которую швеям составляли тюрьмы, монахини и благородные дамы. Сегодня - о монастырях!

"Бретонские швеи", Жюль Трейе, 1854. (сс) Wikimedia Commons
"Бретонские швеи", Жюль Трейе, 1854. (сс) Wikimedia Commons

Он пишет: "Монастыри и учрежденные ими благотворительные заведения, известные под названием мастерских (ouvroirs) и разные благородные, дамы занимающиеся шитьем для продажи, вредят еще больше бедным швеям по профессии. Разумеется, и монахини, и благородные дамы имеют полное право заниматься работой на продажу; благотворительные заведения оказывают тоже большую услугу обществу, давая занятие и воспитание множеству бездомных или покинутых девушек; тем не менее, они действуют в подрыв бедным работницам, у которых для существования нет других источников кроме их труда.

В Париже на сто дюжин рубашек, поступающих в продажу, восемьдесят пять дюжин шьются в монастырях. Не одни девушки и женщины монастырских мастерских занимаются их шитьем, монахини тоже. Но если бы эти самые монахини жили в свете, то уж разумеется большая часть из них не занимались бы шитьем. Живя в монастырях на счет монастырских доходов, для них нет необходимости добывать еще деньги, к тому же монастырские постановления налагают на них правила строгой жизни, и следовательно, увеличение дохода не может и не должно изменить этой жизни.

Работая таким образом без нужды и больше по обряду, или для того чтобы избегнуть праздности, они могут понижать свой заработок решительно как им вздумается. Но положение вольной швеи не то - она живет своей задельной платой; торговаться с ней, чтобы понизить эту плату, значит торговаться на её жизнь; всякий сантим который она уступит, есть для неё новое какое-нибудь лишение, а лишениям этим есть наконец и предел".

"Урок в монастыре", Гаэтано Кьериче, 1864. (сс) Wikimedia Commons
"Урок в монастыре", Гаэтано Кьериче, 1864. (сс) Wikimedia Commons

"Обыкновенно монастырское вышиванье и шитье считают лучшим, чем работа вольных швей. Это справедливо. Монахини, которых ничто не торопит, могут работать медленно, и, следовательно хорошо; для бедной швеи это менее возможно - количество ее труда есть для нее мера средств ее существования. Таким образом, монастырская работа может быть и лучше по качеству, и дешевле в цене. Обыкновенное понижение на монастырскую работу составляет 25%. В настоящее время за грубые рубашки монастыри берут от 25 до 60 сантимов. Обыкновенно хорошая вольная швея не может сделать в день более двух рубашек в 60 сантимов и трех в 25 сантимов. А расходы на иголки, нитки, а зимой на освещение…"

"Воскресное утро", Венцель Торнёэ, 1882.  (сс) Wikimedia Commons
"Воскресное утро", Венцель Торнёэ, 1882. (сс) Wikimedia Commons

Помните, как Скарлетт радуется, выйдя замуж за Ретта Батлера? "А тонкое, сшитое монахинями белье! Какое оно прелестное и сколько у нее этого белья! Сорочки, и ночные рубашки, и панталоны из тончайшего льна, отделанные изящнейшей вышивкой, со множеством складочек". Ну да, ну да... Об этом и речь.

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!