Остановившись около театра «Дайлес» в одиннадцать часов, я стала ждать окончания праздничного шествия. Наивная! Но если бы мне кто-то сказал, что оно продлится до восьми вечера, я бы не поверила! Так как в моём культурном багаже полностью отсутствовали какие-либо ассоциации на тему столь длительных парадов.
В прошлом году в честь Дня восстановления независимости Латвии в Старом городе тоже проходило шествие в народных костюмах, но оно заняло от силы минут десять, пять из которых все собирались за возглавляющим шествие мэром Риги, а я стеснительно переминалась с ноги на ногу, поскольку никак не могла решить, почему Мартиньш Стакис смотрит на меня так, словно знает?
На этот раз всё получилось ещё хуже, поскольку ровно через пять минут моего счастливого топтания на месте, с которого видно ВСЁ, я вдруг почувствовала на себе знакомый взгляд и, так как не сразу сообразила, кто и зачем на меня смотрит, для порядка нахмурилась (наверно я всё же не очень люблю, когда меня узнают), в то время как мне в ответ радостно улыбнулись, что повергло меня в ещё большее смущение и размышление на тему: «Теперь придётся думать над каждым словом, которое я пишу, ещё тщательнее!».
Впрочем, может всё было гораздо проще: когда я улыбаюсь, то становлюсь миленькой, и мне в ответ готов улыбнуться весь мир.
А улыбаться было от чего. Столько красивого проплывало мимо. Столько интересного. Я даже поначалу возмутилась, что руководство города покинуло праздник так рано, но… меня тоже надолго не хватило, поскольку где-то через час визуального наслаждения происходящим, я начала уставать – от красок, звуков, приветственных возгласов, фотосъёмки, после которой у меня в понедельник болели такие мышцы между ключицей и плечом, о существовании которых я раньше и не подозревала.
Первое время я фотографировала всех, кто казался мне интересным. В латвийских музыкальных коллективах я не разбираюсь, а вот изучать народные костюмы, как оказалось, - люблю. Когда основные национальные мотивы в одежде мне уже примелькались, и я стала определять, что вот это я уже видела, а это ещё нет, то перешла к фотографированию только нового – цвета, орнамента, декора. Закончилось всё совсем уж банально: пресыщенная невероятным количеством участников, я стояла и ждала – максимально оригинальных образов, свежих идей, необычных дизайнерских решений в подаче номера. Всё же проход каждого коллектива был сродни художественному выступлению, в котором задействован не только народный костюм, но и основное направление творческого движения – песня, музыка, танец.
К двенадцати, вопреки всем прогнозам, вышло солнце. Меня, в шерстяном платье, рассчитанном на пасмурный день с холодным пронизывающим ветром, стало знатно припекать, и, поняв, что конца края шествию не предвидится, я решила пойти обратным путём, поискав конец шествия в начале. Да-да, я всё ещё надеялась, что хотя бы через два часа после начала, парад закончится!
Пятнадцать лучших образов XXVII Вселатвийского Праздника песни и танца
1. Серо-голубые просторные платья, напоминающие снизу платки с бахромой, в сочетании с золотыми венками превратили этих милых сеньор в прекрасных фей. Дамы смотрятся на редкость гармонично и привлекательно.
2. Обычно нижняя юбка в женском наряде тяготеет к простоте и белизне, а здесь мы видим обратную картину, когда традиционная латышская полоска прячется под холщовые балахоны, что создаёт поистине оригинальный эффект восприятия сродни кривому зеркалу.
3. Следующий женский коллектив радует уже мелкой цветной клеткой, шикарными объёмными накидками-шарфами и двойным присутствие цветочно-травяного декора в виде венков и дубовых букетов.
4. Тёмно-синий верх-оранжево-коричневый низ представляются мне классическими средневековыми цветами тканей, технология окраски которых ещё не была изобретена. Кожаные мягкие башмачки на ногах окончательно погружают нас в мрачное готическое прошлое Европы. Ммм… Обожаю!
5. Когда я перестала удивляться большому количеству школьных оркестров (можно подумать, что мы не в Латвии находимся, а в США, где, если судить по голливудским фильмам, в каждой школе есть свой оркестр), то стала обращать внимание на то, как захотели себя преподнести дети: к примеру, вот эти девочки мне запомнились тем, что они весело махали флагами и сами походили на огромный движущийся флаг Латвии.
6. Ещё одни прелестные – на этот раз, нимфы – в струящихся сине-голубых нарядах, напоминающих собой неспешное течение вод. Выдержанные в той же цветовой гамме аксессуары (пояса, броши) придают образам глубину, в то время как объёмные зелёные венки выводят их на новый уровень – лугов, полей, рек.
7. Белоснежная рубашка и молочного цвета жилетка с верхней юбкой с красно-чёрной окантовкой подчёркивают чистоту и невинность молодых девушек, смело идущих по жизни вместе с маленькими девочками в красных клетчатых нарядах и жёлто-коричневых кожаных лаптях. Чёрные туфельки здесь, впрочем, выглядят тоже очень и очень мило.
8. Ещё в самом начале шествия я заметила, что некоторые участники взяли с собой на парад детей. Некоторые везли младенцев в колясках, украшенных дубовыми листьями. У пары коллективов и вовсе случился марш колясок! И выглядело это невероятно здорово.
9. Единственный образ, в котором я приметила белые фартуки на чёрном полотнище юбок, заворожил меня своей сугубо европейской ассоциативностью, уводящей скорее в немецкую, чем латышскую культуру.
10. А эти девушки напомнили мне гимназисток, хотя крой их наряда вряд ли отвечает общепринятым стандартам XIX века. Женский тёмно-синий приталенный сюртук поверх широкой, более светлой по цветовой гамме, юбки смотрится весьма оригинально, вызывая лёгкое сожаление, что сейчас мы всё это безвозвратно потеряли…
Только на подобных шествиях и можно увидеть, какими мы все были сто, двести, семьсот лет назад.
Кстати, вот ещё один вариант этого образа, только в более древнем исполнении.
11. «Связанные одной цепью…», но и идущие под одним гимном – гимном Латвии, мне показались интересными, поскольку и те, и другие выражали идею единства народа, а также неразрывной цельности музыки, танца и песни.
12. Красный – мой любимый цвет. Как же приятно было видеть на шествии тех, кто пришёл полностью в красном: красном платье, бело-карминном поясе, красных венках.
13. Судя по шествию, главным лейтмотивом латышского народного костюма является вертикальная мелкая разноцветная полоска (кстати, очень стройнящая местных женщин). Следом за ней следует клетка. Здесь же мы видим потрясающее сочетание намёка на клетку внутри средней горизонтальной полоски. Необычно. Образ явно выбивается из общего ряда.
14. Классический для Латвии женский и мужской национальный костюм (в моём представлении). Мужской вариант описывать не берусь. В женском мы видим характерный головной убор с латышским орнаментом, сакту, скрепляющую на плече накидку, белоснежную блузку с тёмным жилетом и тёмно-синей юбкой с ярко-оранжевой окантовкой с цветочным принтом.
15. И ещё немного оранжевого. Возможно, не совсем латышского. Но и не сугубо европейского. Если только по фасону. Своеобразное сочетание цветов и необычные букеты из колосков в руках.
Материал оказался полезным? Ставьте лайк. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.