Что любили изображать художники импрессионисты? Конечно же, природу, ведь именно так можно было познать свет, который придавал их работам некоторую незавершенность, движение, быстрый способ выхватить миг ускользающего времени и явить его на холсте. Кто-то изображал буржуазное общество с его тягой к развлечениям, воплощая перед зрителем неповторимый дух того времени. Эдгар Дега хоть и был импрессионистом, но нашёл себя в другой теме. Он почти всё своё творчество посвятил закулисной жизни балерин, проводя много времени увлечённо рисуя каждое их движение и каждый их жест. Их силуэты украшают его картины и не могут оставить никого равнодушным до сих пор. Но действительно ли сам художник так любил балет? Кем для него были те балерины, которых он изображал? Музы, в которых он видел источник своего вдохновения или просто он был влюблён в их труд?
"Танец - это поэзия с руками и ногами; это материя, грациозная и ужасная, одушевленная, украшенная движением".Шарль Бодлер.
Настоящий парижанин знаменитый художник Эдгар Дега провел всю свою жизнь в Париже. Родившись в многодетной буржуазной семье на Монмартре, на улице Сен-Жорж, дом 8, в семье отца-банкира и матери из Нового Орлеана, он сначала учился в средней школе Луи Ле Гранда. Получив степень бакалавра, юный Эдгар в 1855 году поступил в престижную школу изящных искусств. Несмотря на частые поездки за рубеж, Дега на протяжении всей своей жизни оставался привязанным к Парижу, а точнее к площади Пигаль, где он родился. Из своей студии под номером 19-бис на улице Нотр-Дам-де-Лоретт он отправлялся в оперу, в которую попадал благодаря одному из своих друзей-музыкантов и без устали рисовал балерин до конца своей жизни. Представьте, почти 1000 его рисунков и картин посвящены одной теме и не только рисунков, ведь он был и скульптором, и фотографом.
То, что он обнаруживал в опере вдохновляло его. Почему танец, а не музыка? Потому что это визуальное искусство, произведение баланса и движения. Более того, пачки были довольно откровенным нарядом в глазах того времени и это делало этих юных танцовщиц идеальным объектом для карандашных штрихов Дега. А его картины вызывали настоящий скандал в обществе XIX века.
Если смотреть на картины Эдгара Дега, то вы заметите одну удивительную деталь; художнику было не интересно изображать балет таким, каким его видел зритель. Ему был интересен сам процесс, а незавершенное действие на сцене. Он не писал балерин на сцене, их триумф, их недостижимое мастерство, грациозные отточенные движения и лёгкость, которые были достигнуты в результате строгой дисциплины и труда. Нет. Ему было интересно писать то, как они этого достигают. Его балерины — это вечные ученицы, которые работают на износ. Иногда неприглядные лица этих маленьких балерин, их усталый или обескураженный вид казались некоторым ценителям искусства довольно грубыми из-за чего художника постоянно критиковали. Но Дега продолжал писать картины, так как считал это нужным. Порой балет его увлекал настолько, что даже скульптуры он создавал, посвящая их тоже этому виду искусства.
Например, его маленькая 14-летняя танцовщица, которую Дега представил на Салоне импрессионистов в 1881 году, вызвала настоящую бурю эмоций. Критики сочли её “вульгарной и скотской“. Они увидели вопиющее лицемерие в том, что художник намекнул на тот факт, что мужской пол из высшего общества ходил в оперу, чтобы оценить выставленные напоказ изгибы тела.
Многие предполагают, что художник Дега был одержим искусством классического балета, потому что для него это могло говорить о состоянии человека. Если посмотреть внимательно на его работы, то можно заметить, что в композициях позы и жесты танцоров напоминают почти геометрические, формальные буквы алфавита, в то время как их тела и головы непокорны и индивидуальны. Он видел в них качества, которые присущи мученикам в том роде, что балет для него был ярким примером того, что испытывает человек, достигая идеала.
А по словам Пола Трахтмана из журнала Smithsonian Magazine, “В балете Дега открыл для себя мир, который возбудил как его вкус к классической красоте, так и его взгляд на современный реализм”. Трахтман продолжает объяснять, что Дега проводил время в аудиториях и кулисах Дворца Гарнье, дома Парижского балета, потому что художник влюбился в балет и “провозгласил (его) современным искусством точно так же, как Сезанн претендовал на пейзаж”. Помимо того, что французский художник проводил время в балетных классах и кулисах сцены, он также приглашал балерин в свою личную студию, где ему было легче делать наброски и раскрашивать их. В статье “Танцоры и Дега” объясняется: "Дега любил рисовать движения танцоров, их красочные костюмы, декорации и эффекты освещения сцены", так как стремился в своём творчестве воплотить идеалы реализма.
Еще интересное замечание Джона Ричардсона, писателя для Vanity Fair сообщает нам о том, что во времена жизни Эдгара Дега балет больше презирали нежели, любили.
“Золотой век романтического балета давно закончился... французский балет вряд ли можно было считать видом искусства”.
Но несмотря на это, Дега сделал балерин центральной темой своих работ. И его выбор балерины в качестве основного источника вдохновения действительно сделал некоторую честь недооцененному в то время виду искусства.
Очевидно, что французский художник задевал за живое многих своими картинами, скульптурами, гравюрами, пастелью, а также карандашными и меловыми рисунками. Ему нравилось, что он шёл против мнения толпы. Его работы стали обсуждать и это сделало ему громкое имя. Так же балет ему напоминал и его работу тем, что художник заботился с такой же точностью и скрупулезностью о каждом изгибе и линии на холсте, как и танцор, который оттачивал каждое движение своего тела. Но самое главное, Эдгару Дега нравилось какой эффект производят его работы на публику. Балет помогал ему выражать себя, свои способности передать натуру, а также сосредотачивал его на том, как возможно передать все движения на холст, именно поэтому он часто переписывал и дорабатывал свои картины, полностью погружаясь в работу, которая доставляла ему удовольствие.
Таким образом, он видел в балете всё, что ему было необходимо для своей творческой реализации. Это и сложность анатомии, и психологизм и противостояние общественному мнению, которое сделало ему славу.
А вы любите балет? Нравится ли вам творчество этого художника?
Спасибо за внимание. Подписывайтесь на канал, чтобы узнавать про искусство самое интересное.
Всем отличного дня и до встречи на этом канале!