Найти в Дзене
Роман Апрелев

Лучший французский фильм 2022 года

Новый французский фильм La nuit du 12 (”Ночь с 12-го на 13-е”, или официально - “Таинственное убийство”) это не детектив. Это производственная драма из жизни полицейских. Под Греноблем произошло жестокое убийство девушки Клары: неизвестный облил ее горючей жидкостью и поджег. Оперативники пытаются раскрыть это дело.

Кадр из La nuit du 12
Кадр из La nuit du 12

Мы видим ход расследования. Но, очевидно, не оно является главным для авторов. Каждое пятое злодеяние остается безнаказанным. А что тогда главное? Это сами полицейские. Они очень много рассуждают о специфике своей работы, делятся интересными психологическими и философскими наблюдениями. Что чувствует офицер, сообщая родителям о гибели их ребенка? Почему у всех в участке развалились семьи?

Но такие разговоры ведут люди любых профессий. Человеку свойственно осмыслять то, что он делает. Самая главная и дорогая сердцам авторов мысль - это коллективная вина мужчин. К этой прогрессивной идее создатели фильма возвращаются не раз. Раз на западе (разумеется, не “коллективном”, как любят истерично вопить проплаченные пропагандисты) удалось укоренить концепцию, что белый человек виновен перед черным за рабство, к которому нынешние поколения не имеют никакого отношения; то почему бы теперь не разобраться с войной полов?

Кадр из La nuit du 12
Кадр из La nuit du 12

В процессе расследования выяснилось, что покойная Клара была та еще “давалка”. Допросили мужчин, с которыми она состояла в связи. Там любой мог бы убить ее. Один из сотрудников делает разумное замечание, что девушка предпочитала каких-то подонков. И тут главный герой Йоан спускает на него собак и начинает нести ахинею, заботливо расписанную сценаристами. Мол, ты хочешь сказать, что жертва сама виновата. А важно-то, что вина лежит на мужчинах!

Кадр из La nuit du 12
Кадр из La nuit du 12

Не обходится и без исторических экскурсов: полицейский вспоминает о сожженных ведьмах. Основываясь на какой-то собственной статистике, он обвиняет половину человечества в особенной жестокости. Если убивает женщина, то она может зарезать, задушить. А сильный пол выбирает более брутальный способ душегубства. А как же самосожжение, практикуемое религиозными фанатиками? Так ведь даже в этом случае (неважно, кто сгорает, даже если сам) спичку-то зажигает мужчина!

Кадр из La nuit du 12
Кадр из La nuit du 12

Жаль, что эта стройная конструкция разрушается легким нажатием нескольких клавиш. Вводим запрос в поисковике и видим, что - вот откровение! - преступность не имеет ограничений по полу. Вот что Google выдал на первой странице: жительница Алтая приковала своего возлюбленного наручниками к автомобилю, облила бензином и подожгла; в Екатеринбурге горожанка увидела спящего бомжа и сделала с ним то же самое, только без оков; в Амурской области женщина плеснула в мужа бензином и бросила в него горящей спичкой. И так далее.

Кадр из La nuit du 12
Кадр из La nuit du 12

Какое-то время персонажи сосредоточены на следственных действиях. Но авторы беспокоятся, что их откровение могут не заметить или не запомнить. Ближе к финалу они возвращаются к любимой мозоли. Ведя наблюдение, Йоан снова возвращается к коллективной вине. Он сетует, что в отношении полов что-то сломалось. Не иначе как мужчины пошли войной на женщин. Под подозрением каждый! Кругом одни убийцы!

Кадр из La nuit du 12
Кадр из La nuit du 12

В результате картина получила премию “Сезар” в номинации “Лучший фильм”. И еще в пяти номинациях включая адаптированный сценарий.

Не забудьте также прочесть: