Найти тему
Dot-Dot ru

Пошлины на топливо, пробки в «Астаре», запрет по забору грузов: что происходит с логистикой Ирана?

Оглавление

Большую часть грузоперевозок по международному транспортному коридору «Север — Юг» российские компании производят с помощью автотранспорта. Под данным Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, этот способ доставки грузов используют порядка 800 логистических организаций РФ.

Несмотря на то, что более 80 % грузоперевозок по МТК «Север — Юг» осуществляются по автодорогам, перевозчики вынуждены ехать практически вслепую, не имея никакой информации о сложностях, с которыми им придется столкнуться на пути следования.

Международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг»
Международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг»

В частности, речь идет о торговых отношениях с Ираном, который импортирует из России автомобили, химические препараты, зерно, различное оборудование. Через Иран транзитом проходит множество российских грузов, предназначенных для Ирака, Пакистана, Афганистана, Индии, стран Персидского залива. Однако логистические компании до сих пор не знают об условиях грузоперевозок. Рассказываем, что в последнее время происходит на границе с Ираном.

Запрет по забору грузов

Грузоперевозки иранских и российских логистических компаний сегодня происходят не на равных условиях. К примеру, если фурам из Ирана можно осуществлять погрузку по всей территории РФ, то авто из России запрещено забирать грузы вне радиуса выгрузки более 100 км.

К примеру, если российская фура разгрузилась в одном из иранских городов, то загрузиться она может только там же, в другом иранском городе этого сделать уже будет нельзя.

Кроме того, российские транспортные компании сталкиваются и с другими проблемами:

  • При доставке грузов из Ирана в другую страну или при загрузке в порту государства грузов третьей страны у перевозчика могут потребовать на это специальное разрешение.
  • Оформлять груз на территории Ирана приходится через агента — это весьма затратно, однако другие способы получаются еще менее выгодными в плане финансов и времени.
  • Осуществить расчеты в Иране можно только наличными средствами — карты российских банков не обслуживаются. При этом обмен валюты тоже затруднителен: пункты обмена найти довольно сложно.
  • Отсутствие развитой инфраструктуры приводит к тому, что грузоперевозчики не имеют возможности получить на стоянках минимальный набор необходимых услуг — остановиться на отдых, ночлег, осуществить полноценный прием пищи.
Иранские грузовики могут беспрепятственно осуществлять погрузку и выгрузку в любой точке России
Иранские грузовики могут беспрепятственно осуществлять погрузку и выгрузку в любой точке России

Специальная пошлина за иранское топливо

Все иностранные перевозчики, в том числе и российские, обязаны заплатить при въезде в страну специальную пошлину, чтобы иметь возможность купить иранское топливо по внутренним ценам. Ее сумма зависит от километража.

При выезде из страны некоторым перевозчикам удается договориться «за шоколадку» за топливо, оставшееся в баке, но обычно за него тоже приходится платить по 0,3 доллара за литр.

Средняя цена дизельного топлива в России — 59 рублей, в других странах мира — примерно 101,5 рубля, а в Иране —0,485 рубля. Из-за такой дешевизны последнего долгие годы водители большегрузов спекулировали: заполняли баки до отказа иранским топливом, а затем перепродавали его в Азербайджане.

Несмотря на дешевизну топлива в Иране, российские грузоперевозчики не горят желанием его покупать, предпочитая заправляться в РФ: по их словам, оно довольно низкого качества, из-за чего впоследствии приходится ремонтировать двигатели.

За право заправляться на иранских автозаправках придется заплатить
За право заправляться на иранских автозаправках придется заплатить

Огромные пробки на азербайджанско-иранской границе

Из-за реконструкции погранпереходов, начатой в марте 2023 года, на границе Азербайджана с Ираном скапливается огромная очередь из фур — водителям порой приходится ждать до 3 недель. В частности это касается пункта пропуска «Астара», через который проходит наибольшая часть грузоперевозок в Иран.

Разумеется, это временные трудности и иногда пробку можно преодолеть за 5—7 дней. К тому же эта реконструкция выгодна всем: в результате будут отремонтированы водопроводные трубы, мосты, перестроены все искусственные сооружения.

Варианты решения проблем

Любые сложности можно преодолеть. В данном случае эта задача ложится в большей степени на плечи Иранской стороны. К примеру, установить паритетные условия работы российских и иранских грузоперевозчиков, наладить инфраструктуру, отказаться от пошлины на продажу топлива или, как вариант, фиксировать остатки топлива в баках российских фур при въезде в Иран и устанавливать на них пломбы.

Что касается пробок на пунктах пропуска, то пересечь границу можно и другим путем — к примеру, через КПП «Инче-Борун» в Туркменистане. Или запустить паромное сообщение на Каспии. Или же создать электронную очередь.

КПП «Астара»: граница между Азербайджаном и Ираном
КПП «Астара»: граница между Азербайджаном и Ираном

Гендиректор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков считает, что все перечисленные проблемы можно решить межправительственными соглашениями и международных перевозках.

Кроме того, государства, по территории которых проходит МТК «Север — Юг» должны предоставить подробную информацию об условиях транспортировки грузов, чтобы любой водитель был готов к неожиданностям, которые будут подстерегать его на маршруте. В дальнейшем на основе полученных данных планируется издание международного логистического справочника.

Компания Точка-Точка https://dot-dot.ru Быстро заказать грузопервозку