Найти тему
Лекторий «Прямая речь»

Когда мы учим ребенка новым словам, в мозге формируются новые нейронные связи.

Когда мы учим ребенка новым словам, в мозге формируются новые нейронные связи. Формирование центров речи — частный случай ассоциативного обучения: некий стимул связывается с некоей реакцией или несколько стимулов связываются между собой в сенсорную целостность. По ходу обучения возникают новые каналы для передачи информации — за счет того, что контакты между нейронами по траектории передачи сигнала начинают работать лучше.

Важным компонентом этого процесса являются положительные эмоции: если поведение признано успешным — новые каналы становятся все прочнее и надежнее, и мы говорим, что рейтинг этой поведенческой программы растет. А если выбранное поведение неудачно, то такая программа в следующий раз тормозится негативными эмоциями. Если происходит негативная эмоция, мозг тормозит данный канал передачи информации или вообще блокирует его. Но в случае удачного поведения в будущем этот канал может «растормозиться» и снова заработать в полную силу.

Из отдельных понятий человеческий мозг способен формировать многоуровневые речевые обобщения, чего не может мозг обезьяны. Зайчик, кукла, мячик, кубики — каким словом обобщим? Это первый уровень обобщения. Затем игрушки, мебель, посуда — это предметы, второй уровень. И так далее, до высоких философских обобщений. Зрительная кора может проводить процедуру зрительного обобщения, выделять общие свойства нескольких изображений — так выучиваются нейроны зрительного обобщения. Нейросети задней части височной доли занимаются слуховым обобщением.

Через обучение мы пытаемся нашими нейросетями отразить мир — важные для нас предметы, действия и признаки. Это речевая имитация окружающей действительности, квинтэссенция нашего индивидуального опыта и памяти. Она помогает нам сделать выбор — как поступать в той или иной ситуации: не совершая реального поведения, отбирать правильную поведенческую программу.

Мышление мы используем в двух режимах: быстром (интуитивном) для решения простых задач и медленном для случаев, когда нужно собрать дополнительную информацию, проанализировать, проговорить проблему и т.д.

Из лекции нейрофизиолога Вячеслава Дубынина
«Мозг: как мы думаем и принимаем решения»