Рассказываем историю спортивного купе XT, опередившего свое время.
В конце восьмидесятых вышла подростковая комедия «Большой». В целом банальная история о мальчике, который страстно хочет повзрослеть, но неожиданно лента взлетает в чартах проката. «Большой» — одна из первых крупных работ молодого Тома Хэнкса , которая также принесла ему первую номинацию на «Оскар».
Большинство из тех, кто видел фильм, также помнят необычный автомобиль в форме долота, который фигурирует в кадрах. Небольшая роль в фильме — это, пожалуй, звездный час в спортивной карьере Subaru XT. Ведь купе, задуманное как прорыв на новые территории, не смогло выполнить свою рыночную миссию.
Даже сегодня Subaru считается нишевым брендом, а сорок лет назад 90% населения мира не знали о его существовании. У Subaru всегда были преданные поклонники , ценящие сочетание настоящей японской надежности и постоянного полного привода . Но японцам явно хотелось большего.
Пытаясь избавиться от имиджа внедорожника, Subaru представила в середине 1980-х стильное купе. Двухдверный XT дебютировал в феврале 1985 года. Перед автомобилем стояли амбициозные задачи. Не только для расширения аудитории покупателей, но и для того, чтобы показать всему миру, что Subaru — это не просто медленные и скучные универсалы.
Основным рынком для XT должна стать Северная Америка. Даже в родной Японии двухдверный Subaru, названный Alcyone — в честь самой яркой звезды в скоплении Плеяды — должен появиться на полгода позже. И надо признать, что японские инженеры и дизайнеры вложили в разработку модели максимум.
Эта модель показывает, что у Subaru есть настоящие дизайнеры! После откровенно второстепенных по внешнему виду и стилистически расплывчатых седанов и универсалов купе XT выглядит космическим кораблем. Агрессивные острые формы, большая площадь остекления, подъемные фары и скрытые стойки делают автомобиль заметным. Форма клиновидного капота определяется компактным оппозитным двигателем, а необычно высокий для купе дорожный просвет является данью традиции полного привода Subaru.
Как и модель Leone, на которой базируется купе, XT доступен как с передним приводом, так и с полным приводом. Иными словами, японцы на 20 лет опережают мировой тренд купе-кроссоверов. Жаль, что это новшество не оценили в восьмидесятых...
Продуманная аэродинамика (коэффициент аэродинамического сопротивления — 0,29) и очень стильный интерьер идут рука об руку с эффектным внешним видом. Селектор АКПП стилизован под пистолетную рукоятку, разбросанные кнопки и переключатели в авиационном стиле , современная приборная панель с жидкими кристаллами. Такого Субару еще не видели!
Рынок относительно недорогих купе в середине 1980-х был представлен не менее десятком японских и американских моделей: от Pontiac Fiero до Toyota Celica. Но ни один из них не приблизился к уровню экстремального дизайна рассматриваемого Subaru XT.
Конечно, не всем нравится эстетика танкетки, но не заметить нововведение невозможно. " Настоящий Эверест в утонченном стиле. Кажется, XT не имеет ничего общего с другими моделями Subaru. Небо и земля! - The New York Times сошла с ума от клиновидного силуэта.
С одной стороны, XT — не очень дорогая покупка. В базовой версии с безнаддувным 94-сильным 1,8-литровым четырехцилиндровым двигателем купе Subaru стоит $9 500. Это рыночные цены США на модели 1987 г. Скажем, Toyota Celica при этом стоит на тысячу дороже, а Honda Prelude — еще две тысячи пятьсот. Другое дело, что и Celica, и Prelude чуть мощнее.
Цены на турбо-версию XT уже высоки. За переднеприводную версию цена составляет $14 573, за 4WD — $15 648. При этом наддувное купе Subaru по мощности отставало от всех конкурентов на шаг — всего 110 л.с.
Самые необычные черты
Во-первых, конечно же, дисплей приборной панели с графикой игровых компьютеров Atari. В левой части экрана расположена ЖК-колонка тахометра, а в центре приборной панели изображение автомобиля — маленького XT — движущегося на большой скорости по дороге, уходящей к горизонту — бесполезной , но очень эффективен для тех лет.
Еще одна незабываемая особенность — скрытые дверные ручки, благодаря которым удалось добиться отличной аэродинамики. Глядя на картинку, не просто понять, как они работают. Хотя все элементарно. Нижняя часть рукояти утопает, а верхняя часть удобно ложится в обратный хват ладони.
Почему это не сработало?
Причин много, и из-за них Subaru XT — не более чем забавное любопытство и интересное упражнение в дизайне. Прежде всего, это скучное поведение автомобиля. Спортивное по своей концепции, статусу и стилю купе ведет себя как унылый родовой универсал. Слишком предсказуем и с заметной недостаточной поворачиваемостью.
Динамика и мощность – другие камни преткновения для модели. В версии с турбонаддувом XT оказывается откровенно медленным. Это касается прежде всего американских версий, «задушенных» экологическими ограничениями.
Когда в конце восьмидесятых появился XT с трехлитровым шестицилиндровым оппозитным двигателем (150 л.с.), конкуренция была далеко впереди. Ненамного более дорогие Nissan 300ZX и Toyota Supra теперь могут предложить моторы в 300 лошадей. Главное достоинство Subaru — высокий клиренс и полный привод — в то время не было так популярно, особенно в сегменте купе.
Станет ли он классикой?
Везде, где есть любители старины, живая копия Subaru XT обязательно вызовет ажиотаж. Общий тираж модели за шесть лет выпуска не достиг даже 100 000 экземпляров. Большинство из них было продано в США.
Subaru XT — настоящий единорог. Это необычная, яркая и очень редкая машина, которую крайне сложно встретить на улице и еще сложнее содержать в хорошем состоянии. С запчастями Субару все сложно. Но несмотря на то фиаско, которое потерпела модель, это совсем не плохой автомобиль. Большинство проблем Subaru XT в том, что в те годы он опережал свое время. Одно это, наряду с тем фактом, что Том Хэнкс водил XT, много значит.