За взятие Киева нацифашисты заплатили дорогой ценой
Мы продолжаем публикацию книги Матвея Воронова «Живая память – молодёжи. Хроники II Мировой и Великой Отечественной, 1939 – 1945 гг.»
Часть III
Великая Отечественная война
предыдущая глава:
Наступление вермахта на юго-востоке и юге
Захват Киева, 1941 г.
После захвата Смоленска в сентябре 1941 года на Центральном фронте наступило временное затишье. К этому времени немецкие войска на московском направлении далеко опередили армейские группировки вермахта на других участках советско-германского фронта. Опасаясь фланговых ударов советских войск, как это было при ликвидации Ельнинского выступа, немецкое командование прекратило наступление на московском направлении. По приказу Гитлера два танковых соединения группы «Центр» были переброшены на северо-запад для наступления на Ленинград и на юго-восток для наступления на Киев.
Этому предшествовали отход советских войск на юго-западном и южном участках фронта, отход, сопровождавшийся ожесточенными боями, контратаками частей Красной Армии. Во второй половине июля немцы захватили Винницу и окружили под Уманью две советские армии. Этому способствовало запоздалое решение Ставки ВГК об отводе войск.
В «Уманском котле» оказалось около 130 тысяч человек. Бои под Уманью продолжались более двух недель и закончились пленением десятков тысяч советских военнослужащих. Из «котла» удалось вырваться лишь 11 тысячам человек.
На северном участке фронта советские войска, опираясь на Коростеньский долговременный укрепрайон, успешно противодействовали наступлению противника. Катастрофа под Уманью, прибытие с северо-востока танковых и пехотных дивизий группы «Центр» заставили войска Красной Армии во второй половине августа отойти на оборонительные позиции на левом берегу Днепра.
Одновременно Ставка потребовала любой ценой удержать Киевский укрепленный район со столицей Украины на его правом берегу.
Вермахту не удалось с ходу захватить Киев и «сбросить советские войска в Днепр». Помогли дополнительные оборонительные укрепления, созданные буквально за дни и часы женщинами и молодежью Киева на подходах к городу, 200 тысяч добровольцев-горожан пополнили советские части.
31 августа передовым частям вермахта удалось переправиться на левый берег Днепра и его притока Десны и захватить там несколько плацдармов. Возникла угроза окружения многочисленной группировки войск Красной Армии в районе Киева. Есть версия, что Верховный Главнокомандующий И. Сталин ответил категорическим отказом на предложения руководства Юго-Западного фронта оставить Киев и не медлить с отводом войск, считая их «паническими», что предопределило возникновение огромного «Киевского котла» крупнейшего окружения советских войск в истории Великой Отечественной войны.
15 сентября танковые части вермахта замкнули кольцо вокруг четырех армий Юго-Западного фронта численностью около полумиллиона человек. Приказ Ставки об отводе войск на восток, поступивший несколько дней спустя, выполнить было уже поздно.
Все попытки советских войск, расчлененных танковыми клиньями, потерявших управление, выйти из окружения оказались безуспешными. Красная Армия потеряла под Киевом свыше 616 тыс. человек, убитыми и взятыми в плен. В общей сложности на восток пробилось около 15 тыс. человек. Погибло при попытке вырваться из окружения практически все командование Юго-Западным фронтом во главе с его командующим, генерал-полковником М. Кирпоносом.
Повезло лишь некоторым: И. Баграмяну, К. Москаленко, впоследствии маршалам Советского Союза. Вырвался из плена и командарм одной из окруженных армий, генералмайор Андрей Власов, тот самый, имя которого через год станет синонимом предательства и измены Родине, организатор и командующий так называемой Русской Освободительной армией (РОА).
Потери вермахта составили около 129 тыс. убитыми и ранеными.
Немцы захватили богатые трофеи: около 28 500 орудий и минометов, более 400 танков, около 350 самолетов, почти полтора миллиона единиц стрелкового оружия.
19 сентября немцы вошли в Киев.
В результате этого поражения советских войск в руках противника оказалась Левобережная Украина, открыт путь на Донбасс, захваченный уже в октябре, 16 октября немецкие и румынские войска вошли в Одессу; чуть позднее немцы захватили Харьков; прорвались в Крым через Перекопский перешеек, советские войска в Крыму оказались отрезанными от основных сил Красной Армии и вынуждены были в начале ноября отойти к Севастополю.
В середине октября танковые части вермахта вышли на рубеж реки Миус, где были остановлены советскими войсками. Этому способствовали наступившая осенняя распутица и недостаточное снабжение передовых немецких войск горючим и другим боевым обеспечением.
Попытка немцев удержать захваченный ими 17 ноября после ожесточенных боев Ростов-на-Дону не увенчалась успехом, он был освобожден уже через несколько дней. Успешное контрнаступление под Ростовом закрыло немцам дорогу на Кавказ. Оно повлияло на решение Турции не ввязываться в войну на стороне Германии.
Смею предположить также, что в Турции еще была свежа память о дружеских отношениях с Советской Россией при ее первом президенте Кемале-паше, справедливо вошедшем в историю под именем Ататюрка «Отца турок».
С декабря 1941 года немецкие войска перешли к обороне на реке Миус и приступили к строительству мощного укрепленного района, с которого они начали продвижение на Кубань и Кавказ летом следующего, 1942 года. Он состоял из нескольких рубежей обороны с долговременными огневыми точками, минными полями, траншеями, противотанковыми рвами. В его строительстве использовался принудительный труд военнопленных и мирных жителей.
Продолжение следует. Через несколько дней – Наступление на Москву операция «Тайфун», сентябрь 1941 г.
© Матвей ВОРОНОВ
Фото: waralbum.ru, wikipedia.org
Партнёр материала – детский туристический клуб "Гадкий утёнок"
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!