Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Зима, когда индейцы кайова впервые узнали, что такое деньги

Среди индейцев кайова существовала традиция - два раза в год зарисовывать на обратной стороне бизоньей шкуры простую картинку (пиктограмму), которая характеризовала самое запоминающееся событие уходящего года, рядом с картинкой рисовали значок, в какой период оно произошло - зимний или летний. Таким образом, кайова вели счет зим, которые обозначали черной полосой, т.е. временем когда растительность прерии была мертва, и счет летних сезонов, которые обозначали знаком священного жилища для ежегодной церемонии Пляски Солнца. Иногда, лето выдавалось таким бедственным, что пляска не проводилась, тогда знак священной хижины отсутствовал.

Самый полный из сохранившихся календарей кайова (счет зим Сет-Тана (Маленького Медведя) насчитывает записи за 60 лет, с зимы 1832-33 по лето 1892 года, когда календарь был впервые представлен вниманию американского антрополога Джеймса Муни. Первая отметка, зарисованная в календаре, трактуется как Â'dal-hâ´ñgya Ähágyä-de Sai, "Зима, когда они захватили деньги", именно о нем мы и поговорим.

Это событие произошло зимой 1832-1833 годов накануне Нового Года. Кайова разгромили небольшой вьючный караван американцев, при этом погиб авторитетный воин Гуи-Конья, (Черный Волк), и было захвачено большое количество серебряных монет. Зима обозначена широкой черной полосой, над ней фигура человека, соединенная линией с фигуркой черного волка, о том, что это именно человек и мужчина свидетельствует набедренная повязка, а черный волк сообщает нам его имя. Красное пятно на фигурке человека говорит каким-образом он был убит, т.е. выстрелом в тело. Рядом с Черным Волком очень хорошо изображен серебряный доллар, указывающий на захваченные деньги.

Копия пиктограммы календаря Сет-Тана из книги Дж. Муни "Календарная история кайова"
Копия пиктограммы календаря Сет-Тана из книги Дж. Муни "Календарная история кайова"

Согласно устной истории кайова, военный отряд под предводительством Tóñp'ódal-kyä`tó, "Хромого старика", встретил небольшой караван во главе с несколькими американцами недалеко от реки Саут-Канейдиан (Gúădal P'a, "Красная река"), на небольшом расстоянии ниже устья ручья, который кайова называли T'ä´ñpeä´ P'a, "Река зарослей скунсовой ягоды", примерно напротив нынешнего города Лэтроп в Техасе. Американцев они называют Hâñpóko, "звероловы", по той причине, что первые американцы,с которыми познакомились кайова, были трапперами. Англоговорящие техасцы считались кайова представителями другой нации и их называли Теханеко в отличие от испаноговорящих Техано.

В данном случае американцы ехали на восток, а поскольку это место было удалено от обычных торговых троп, индейцы не могли понять, как здесь очутились белые. Кайова напали на поезд, убили нескольких человек и захватили деньги, потеряв при этом только одного воина, Гуи-Конья. Они нашли на земле несколько монет, но поскольку это были первые деньги, которые они когда-либо видели, то не знали, как их правильно использовать, и поэтому из монет наделали броши, которые прикрепили с помощью ремешков к своим скальповым прядям, свисающим с затылка на спину (отсюда и название денег на языке кайова, â´dal-hâñ´gya, буквально "металл для волос").

Покинув место боя, кайова встретили нескольких команчей, которые уже знали, что такое деньги, и, услышав историю, объяснили им настоящую ценность серебряных монет, после чего кайова вернулись и стали искать еще, пока им не удалось найти большое количество монет. Из этого следует, что любая торговля кайова с испанскими поселениями была бартерной, как это было принято на индейской границе в ранние времена. Это событие произошло за некоторое время до начала регулярных сношений кайова с белыми американцами.

Джозайя Грегг, автор ценнейшей книги о ранних днях торговли Штатов с Мексикой по тропе Санта-Фе, проехал через это место несколько лет спустя и подробно описал происшествие, приключившееся с американскими торговцами, и как оно трагически закончилось. Его описание места совпадает с показаниями индейцев, а рассказ объясняет, как белые оказались в такой безлюдной глуши. Показания кайова были получены без каких-либо ссылок на Грегга.

Рассказ Грэгга

Где-то в этой местности зимой 1832-33 годов небольшую группу американцев по дороге домой постигло страшное несчастье, и поскольку этот случай вызывает в памяти воспоминания о самых выдающихся чертах индейского характера, я отвлекусь на то, чтобы поведать о фактах данного происшествия.

Группа состояла из двенадцати человек, в основном миссурийцев. Их багаж и около десяти тысяч долларов в звонкой монете были погружены на мулов. Американцы решили двигаться вдоль Канейдиан, опасаясь зимних бурь на более северном маршруте.

Выехав из Санта-Фе в декабре, они двигались без каких-либо происшествий, пока не увидели, как им навстречу приближается большое скопище кайова и команчей.

Будучи хорошо осведомлены с вероломным и бесцеремонным нравом этих народов, торговцы сразу же приготовились к обороне, но дикари, встав на привал на некотором расстоянии от американцев, начали по одиночке или небольшими группами подходить к ним, при этом всячески демонстрируя свое дружелюбие. Так продолжалось, пока все индейцы не окружили караван американцев сплошным кольцом лагеря. Тогда белые путники решили двигаться дальше, надеясь избавиться от назойливых дикарей, но те были начеку и, сев на лошадей, продолжали следовать за американцами.

Первый враждебный выпад со стороны индейцев оказался смертельным для одного из американских торговцев по фамилии Пратт, который был застрелен при попытке поймать двух мулов, отставших от каравана. После этого торговцы немедленно сошли с коней и начали обстрел индейцев, а те ,в свою очередь, открыли ответный огонь, в результате чего был убит еще один белый мужчина по фамилии Митчелл.

К этому времени торговцы освободили мулов от багажа, и устроили из него круговой бруствер, после чего начали руками копать землю, и очень скоро вырыли надежный окоп для защиты от вражеского обстрела. Индейцы предприняли несколько отчаянных конных наездов, но, похоже, несмотря на огромное превосходство в численности, слишком заботились о собственной безопасности, чтобы рискнуть приблизиться к винтовкам американцев. Через несколько часов все животные торговцев были либо убиты, либо ранены, но оставшиеся десять человек не пострадали, за исключением одного человека, получившего рану в бедро, которую посчитали не опасной.

Самой большой опасностью во время осады была опасность гибели от жажды, так как индейцы перекрыли американцам любой доступ к воде. Голод был не так страшен, так как вокруг окопа было разбросано множество туш погибших мулов и лошадей, и в случае необходимости осажденные могли жить за счет мяса мертвых животных. После тридцати шести часов, проведенных в этой ужасной яме, где и головы было нельзя поднять, не подвергаясь риску словить пулю, американцы решились на ночную вылазку, поскольку любая смерть была предпочтительней мучительной гибели от нехватки воды.

Поскольку они лишились всех верховых и вьючных животных, хозяева груза монет разрешили своим товарищам по несчастью взять столько денег, сколько могут унести без ущерба подвижности. Таким образом по карманам и сумкам десяти человек было основано несколько сотен долларов, из которых, однако, лишь небольшая часть достигла Соединенных Штатов. Оставшаяся сумма была зарыта глубоко в песок в надежде, что она укроется от алчных взоров дикарей, но безрезультатно, так как впоследствии некоторые мексиканские торговцы видели, как индейцы выставляли напоказ деньги, которые, несомненно, были взяты из этого злосчастного тайника.

Зима, когда они захватили деньги
Зима, когда они захватили деньги

У торговцев были все шансы, что их обнаружат, настигнут и убьют, поэтому они решили держаться вместе и ни в коем случае не сдаваться живыми. И вот, наконец, они выбрались из окопа и тихо и медленно двинулись вперед, пока не вышли за пределы индейского окружения. Американцы часто оглядывались назад, туда, где три или пять сотен дикарей должны были следить за их передвижением, но, к своему удивлению, их никто не преследовал. Индейцы, несомненно, полагая, что так и так все имущество торговцев попадет им руки, не стали рисковать своими скальпами в надежде добыть чужие, поэтому с готовностью потворствовали бегству американцев.

Очень скоро подошел концу скудный запас боеприпасов, и наши горемычные путники были вынуждены перейти на подножный корм. В рваной обуви, истощенные от голода, в полном упадке сил духа и тела, несколько дней брели они по прерии, когда вдруг перессорились из-за выбора лучшего маршрута для скорейшего спасения. В конце концов они разделились поровну и пошли каждый своей дорогой.

Первая пятерка взяла курс на запад, и после череды страданий и лишений, которые почти превзошли все мыслимые ожидания, несчастные страдальцы добрались до поселений индейцев крик, недалеко от реки Арканзас, где к ним отнеслись с трогательной добротой и гостеприимством. Вторая пятерка побрела на восток, и испытывала точно такие же страдания, но только двоим из них удалось выбраться из лабиринтов дикой глуши.

Среди тех, кто был брошен на верную гибель посреди пустынной прерии, был бедный мистер Шенк, тот самый человек, которого ранили в бедро. Это был джентльмен не обделенный талантами и с прекрасными семейными связями, брат, как мне сообщили, достопочтенного мистера Шенка, являющегося в настоящее время членом конгресса от штата Огайо. Конец рассказа.

Несомненно, кайова напали на торговцев, считая их своими врагами техасцами, а не американцами, так как это место находилось далеко за пределами тогдашних границ Соединенных Штатов, и более чем в ста милях от тропы, по которой американские торговцы обычно ходили в Санта-Фе. Об этом свидетельствует случай, приключившийся с Греггом в 1839 году почти в том же самом месте.

Во время путешествия вверх вдоль Канейдиан с эскортом драгун они столкнулись с большой группой команчей, и после начала довольно сложных переговоров, при которых команчи очень резко отказались курить предложенную трубку, командующий офицер начал говорить о преимуществах мира и дружбы и пригласил некоторых из их вождей посетить великого вождя в Вашингтоне и заключить договор.

Но они не стали разговаривать на эту тему. Толмач от команчей спросил: "Разве мы не воюем? Как же мы можем пойти посмотреть на Капитан-Гранде?". Мы знали, что они считают себя в состоянии войны с Мексикой и Техасом и, вероятно, приняли нас за техасцев. На это мы объяснили им, что Соединенные Штаты являются отдельным государством и находятся в мире с команчами. На это объяснение вожди сказали, что они рады видеть американцев в своей стране и надеются, что их будет больше. Д. Грегг "Торговля в прериях".

Источник - Calendar history of the Kiowa Indians. James Mooney.

Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.