Самое важное: в каждом из нас присутствуют все три составляющие - взрослый, ребенок и родитель. Несмотря на то, что мы выросли физически и эмоционально, детская часть продолжает проявляться или дремлет где-то глубоко в бессознательном. А иногда грустит от того, что ей не дают действовать (запрещают, отвергают), и чувствует тогда человек необъяснимую "печальку". То же касается и родительской части. Она есть в каждом человеке вне зависимости от наличия/отсутствия собственных детей.
Каждая из частей необходима для полноценной жизни и выполняет свою определенную функцию. Самое главное, чтобы эти части находились в балансе и помогали нам, а не мешали. А когда они мешают? Когда случается "гипо" (недостаток) или "гипер" (перевес одной из частей и ее функций). И еще: важно, чтобы взаимодействие между внутренним взрослым, родителем и ребенком в человеке соответствовало его возрасту и социальной роли.
Внутренний Родитель.
Эта часть отвечает за:
- Умение заботиться не только о себе, но и о других. Необязательно о детях. Это может быть забота о друзьях, пожилых людях, инвалидах, животных.
- Навык оказывать необходимую своевременную помощь.
- Умение дарить нежность и любовь, не ожидая ничего взамен, что естественно для родителей по отношению к детям.
- Разумный контроль. Дело в том, что растущему ребенку нужна не только свобода, но и ограничения, правила. Ему необходимо наличие жизненных ориентиров (можно/нельзя). Они упорядочивают жизнь ребенка, создают ощущение безопасности, а значит, комфорта. Как для себя понять, что контроль "разумный"? Самое важное, что основой родительского контроля должна быть любовь. Настоящая любовь никогда не отнимает свободу и возможность выбора, но вместе с тем, предостерегает от серьезных ошибок и их последствий.
- Обеспечение безопасности. Это свойство вытекает из предыдущего пункта.
"Перекосы" внутреннего родителя:
- Гипер-опека.
- Гипер-контроль.
- Установление слишком жестких требований по отношению к себе и окружающим, негибкость.
- Навязчивые советы (о которых не просят) или активное участие в чужой жизни.
- Манипуляция и доминирование через гиперк-контроль.
Внутренний Ребенок.
Не отгораживайтесь, а принимайте его с любовью, потому что благодаря своему внутреннему ребенку вы можете:
- Быстро переключаться между настроениями и видами деятельности, забывать обиды.
- Быть мобильными и активными физически и ментально.
- Радоваться простым вещам и довольствоваться малым.
- Доверять людям и миру, верить в сверхъестественные явления (чудеса).
- Находить нестандартные творческие решения, благодаря работе воображения.
- Участвовать в играх и получать от этого удовольствие.
- Применять сказочные или мифологические образы и сюжеты, как метафоры в реальной жизни.
- Быть открытыми к новому окружению и жизненным ситуациям, быстро в них адаптироваться.
- Делать что-либо спонтанно, а не "по инструкции".
"Застревание в детстве" или инфантильность, в чем проявляется?
- Страх взять на себя ответственность или перекладывание ее на других.
- Стремление любыми способами обратить на себя внимание.
- Ожидание (требование) любви и заботы от окружающих.
- Обидчивость по пустякам, неприятие конструктивной критики.
- Уход в фантазии, оторванность от реальности.
- Перепады настроения в течение короткого времени, отсутствие контроля над эмоциями.
- Наивность ("простота хуже воровства"), неспособность "распознать" обман.
- Манипулирование людьми через слабость и беззащитность.
Внутренний Взрослый.
Как в нас проявляется взрослая часть? С помощью нее мы можем:
- Самостоятельно принимать решения и брать за них ответственность.
- Осознавать свое предназначение в жизни или искать ответ на этот вопрос.
- Ставить цели и приоритеты, грамотно планировать свое время.
- Видеть ситуацию в целом и в деталях.
- Снисходительно относиться к ошибкам других и давать себе право на ошибку.
- Находить различные пути решения проблемы, а не бегать от нее.
- Разрядить напряженную атмосферу с помощью юмора.
- Уступать в каких-либо вопросах и быть готовыми к компромиссам.
- Спокойно принимать ситуацию, если нет возможности ее изменить.
- Выстраивать отношения без ущерба для себя и окружающих.
- Находиться в одиночестве и при этом чувствовать себя комфортно.
С чем сталкиваемся, если внутренний взрослый перевешивает:
- Гипер-ответственность, взваливание на себя чужих обязанностей.
- Неумение отдыхать и расслабляться.
- Невнимание к потребностям и сигналам своего тела.
- Отвержение и неприятие своих чувств, духовных стремлений, того что невозможно объяснить или доказать.
- Излишняя подозрительность и недоверие.
- Запрет на радость, удивление, спонтанность.
ПОЛЕЗНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Понаблюдайте, какие проявления внутреннего ребенка, взрослого и родителя вы у себя замечаете? Есть ли дисбаланс между частями и в чем он проявляется? Какие части вам помогают в жизни, а какие перевешивают и, тем самым, мешают? Присутствие какой части хотелось бы усилить?
Ответы пишите в комментариях, будет очень интересно сравнить различный опыт.