И не только для них...
Исторические романы, повести и рассказы для школьников разных возрастов – увлекательнейший литературный жанр. Талантливые авторы предлагают юным читателям почти настоящее путешествие во времени! С помощью художественной исторической литературы можно оказаться практически в любом месте и времени – понаблюдать за полной тягот и невзгод жизнью доисторического человека, посетить Древний Египет, принять участие в королевских интригах, познакомиться с гениями Эпохи Возрождения, сопереживать защитникам русской земли.
Итак, наш список художественно-исторических книг для школьников младшего, среднего и старшего возраста:
«Страна Большого Хапи», Н.А. Петровский, А. Белов-Элинсон, 1955 год. Историческая повесть о жизни в Древнем Египте. Для младшего школьного возраста.
Уникальный коктейль из романтики, приключений и достоверных исторических фактов (для 1955 года, разумеется).
«Богат и славен город Москва», С. Фингарет, 2017 год. Историческая повесть, действия которой происходят в древней Москве. Для младшего школьного возраста.
Эта книга - замечательный образец подачи исторического материала для детей младшего школьного возраста.
«Приключения доисторического мальчика», Э. Д'Эрвильи, 1888 год. Историко-приключенческая повесть о жизни первобытных людей. Для среднего школьного возраста.
Классическое произведение на "пещерные темы" до сих переиздается, что говорит о достаточно высоком художественном уровне книги. Некоторые исторические вольности объясняются не только богатой фантазией автора, но и годом написания повести.
«Один рё и два бу», О. Гурьян, 1988 год. Путешествие в Японию начала XVIII века. Для среднего школьного возраста.
Удивительный, даже поэтический язык автора повествования познакомит вас с удивительным и далеким миром Японии XVIII века. Книги по этой тематике крайне редки, поэтому «Один рё и два бу» переиздается довольно часто.
«Кеес Адмирал Тюльпанов», К. Сергиенко, 1975 год. Калейдоскоп событий XVI века в оккупированных испанцами Нидерландах. Для среднего школьного возраста.
Тему "заезженной" не назовешь, не правда ли? Отдельно отметим прекрасное знакомство автора с темой.
«Град Петра», В. Дружинин, 1987 год. Роман об основании и первых строителях Санкт-Петербурга. Для среднего школьного возраста.
Очень серьезное и сильное произведение. Возможно, некоторых юных читателей оттолкнет несколько тяжеловесный слог, но это лишь субъективное восприятие, тем более, что подобный стиль повествования полностью соответствует теме.
С точки зрения науки, к литературе такого рода порой возникают вполне заслуженные претензии, касающиеся исторической достоверности. Действительно, пробелы в научных данных авторы зачастую заполняют собственными идеями или даже воображением. Но так ли это плохо? Главное, чтобы замысел писателя не разрушал подтвержденную историческую достоверность и не искажал реальные факты. Кроме того, не будем забывать, что История – не статичная наука, практически каждый год ученые преподносят нам все новые и новые открытия, опровергающие устаревшие гипотезы. Но многие замечательные художественно-исторические книги были написаны более века назад!
Конечно же, это тоже обязательно нужно учитывать, желательно пояснив такие моменты юному читателю перед «путешествием во времени». В любом случае плюсов у исторической литературы гораздо больше, чем минусов – знакомство с историей своей страны и родного края; военно-патриотическое воспитание; новые знания об истории и культуре других народов; повышение уровня интеллектуального развития школьника. Главное – правильный выбор книги и автора, а в этом Вам постарается помочь наш канал.
«Финикийский корабль», Василий Ян, 1931 год. Исторический роман о приключениях финикийского мальчика. Для старшего школьного возраста.
Первая историческая повесть Василия Яна не только романтична - автор скрупулезно отнесся к малейшим деталям быта нации древних моряков - финикийцев. Я прекрасно помню, как в школе использовал буквы финикийского алфавита, найденного в этой книге, для создания собственного шифра.
«Спартак», Р. Джованьоли, 1874 год. Исторический роман о восстании римских гладиаторов под предводительством Спартака. Для старшего школьного возраста.
Для многих представителей старшего поколения «Спартак» стал первым (и любимым) историческим романом. Проверено на практике - эта книга будет интересна и современным юным читателям.
«Фиалковый венец», Джефри Триз, 1989 год. Историческая повесть о юном поэте Алексиде, жившем в Афинах в V веке до н. э. Для старшего школьного возраста.
Да, да и еще раз - да! Автор - тот ещё фантазер. Но как же красиво он пишет...или это талант нашего прекрасного переводчика? Не суть! Факт остается фактом - эту вольную трактовку жизнеописания Алексида стоит прочитать хотя бы из любопытства.
«Шарло Бантар», Моисей Алейников, Евгения Яхнина, 1984 год. Историческая повесть о Парижской коммуне. Для старшего школьного возраста.
Одна из любимых тем советских писателей - Парижская коммуна. Но талант авторов ставит эту книгу гораздо выше банальной "востребованности".
«Петр Первый», Алексей Толстой, 1934 - 1945 годы. Исторический роман о величайшем российском императоре. Для старшего школьного возраста.
Об этой книге, как и о ее авторе, сказано и написано столько, что добавить решительно нечего. Осталось только прочитать, верно?
«Слоны Ганнибала», А. Немировский, 1963 год. Исторический роман, повествующий о событиях Второй Пунической войны. Для старшего школьного возраста.
Классика жанра. И это не дешевая шутка. Помните пионерский лагерь? -Читал?!
-Конечно, читал!!!
"Слонов" читали буквально все. И это еще один плюс Нашему поколению. Но это совершенно не повод сбрасывать со счетов поколение Грядущее.
«На краю Ойкумены», И.А. Ефремов, 1945 - 1946 годы. Историческая дилогия о цивилизациях Древнего Египта, Древней Греции и центральной Африки. Для старшего школьного возраста.
Великий Ефремов прекрасно знал особенности восприятия каждого читателя. Именно поэтому мнения о его книгах диаметрально противоположные. Но это не отменяет главного, важного, единственного!
"Повесть «На краю Ойкумены» написана в 1945 году, когда у нас полностью отсутствовали книги, художественно излагавшие древнюю историю или рассказывавшие о дальних, тропических странах. Я объединил в повести обе задачи и попытался их решить на основе марксистского анализа истории и социалистического гуманизма". И. Ефремов.
Ах, как сухо, Иван Антонович! Как гениально скромно...
Еще больше интересных книг о Древней Греции здесь:
Путешествуйте во времени вместе с талантливыми авторами, чьи произведения отличаются не только увлекательностью, но и исторической достоверностью, и вы сможете сделать массу новых удивительных открытий!
Закончить представленную статью нам бы хотелось цитатой великого российского ученого и мыслителя М.В. Ломоносова: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Приятного вам чтения и до новых встреч!
Благодарим Вас за внимание, «лайк» и подписку!