Я виноват. Россия, 1993. Режиссеры: Юсуп Разыков, Дуфуня Вишневский. Сценаристы: Дуфуня Вишневский, Юсуп Разыков, Алла Криницына. Актеры: Дуфуня Вишневский, Валентина Вишневская, Александр Абдулов и др.
Жанр фильма «Я виноват» можно, вероятно, определить как помесь жгучей цыганской мелодрамы и мафиозной саги.
Говорят, что это первый истинно цыганский фильм, снятый самими цыганами на российских просторах. Быть может, кого-то радует уже сам этот факт. Что ж, можно и нужно радоваться явлению национального кинематографа, однако художественный уровень ленты «Я виноват», на мой взгляд, оставляет желать лучшего.
Пусть чувства героев бьют через край. Пусть Александр Абдулов банален в роли киллера. Все бы ничего, когда б не вялая, полупрофессиональная режиссура...
Эмиль Лотяну, к примеру, как известно, не цыган, но в его знаменитых фильмах «Лаутары» и «Табор уходит в небо» цыганская стихия была показана ярко, колоритно, кинематографически эффектно, по-настоящему музыкально. В фильме «Я виноват» все выглядит как-то невыразительно, натужно и скучно...
Александр Федоров, киновед
Я хотела увидеть ангелов. Россия-США, 1992. Режиссер Сергей Бодров. Сценаристы: Сергей Бодров, Кэролин Каваллеро. Актеры: Алексей Баранов, Наталья Гинько, Лия Ахеджакова, Алексей Жарков и др.
Сергей Бодров, в 1970-х годах считавшийся вполне коммерческим сценаристом-середняком, в 1980-х стал поистине открытием среди новых режиссерских имен. Поставленные им фильмы «Непрофессионалы» и «СЭР» рассказали зрителям о проблемах поколения 15-20-летних парней и девчонок с небывалой для той поры откровенностью. Бодров показал, что умеет работать с непрофессиональными исполнителями. Реалистичность его картин подкреплялась импровизациями на съемочной площадке, психологически тонкой разработкой характеров героев.
На первый взгляд, фильм Бодрова «Я хотела увидеть ангелов» можно отнести к «чернушному» кинопотоку: рокеры на ревущих мотоциклах, грязные подвалы, бандиты с пистолетами, сцены в морге и в «ментовке», ночные московские улицы — холодные, безлюдные, неухоженные... Да и вся Москва представлена в фильме как бы с черного хода. Вы не увидите тут сверкающих огнями магазинов Нового Арбата. Невзрачные дома, угрюмо мерцающие подслеповатыми окнами коммуналок и «хрущеб» — вот, пожалуй, и вся «декорация» фильма. Да еще главные герои — начинающий наемный убийца и уличная девчонка. Словом, полный набор штампов надоевшей «чернухи»...
Но, оказывается, и с такими стандартными персонажами и антуражами можно поставить неплохой фильм. Разумеется, при условии режиссерской одаренности. Сергею Бодрову удалось, на мой взгляд, наполнить историю горькой любви саратовского паренька, приехавшего в столицу, чтобы убрать задолжавшего мафии клиента и рокерской тусовщицы, мечтающей написать письмо Мадонне, искренностью подлинных чувств.
Общее впечатление от картины — безысходность. Молодые аутсайдеры из фильма Бодрова не могут найти себя в жизни, не сулящей им никаких перспектив. Будучи романтиками в душе, они не могут часами сидеть в коммерческих ларьках и торговать на улицах сигаретами и жвачкой. Одного из них манит дорога «беспечного ездока», летящего по фривею на «байке». Другая грезит о теплых американских пляжах и весточке от знаменитой поп-звезды.
Но эти мечты остаются несбыточными, и каждый из героев имеет куда больше шансов отправиться на тот свет, с краткой пересадкой в морге, где падкий до женской ласки санитар с аккуратностью профессионала оформит любому «клиенту» последнюю «медицинскую» карту...
Александр Федоров, киновед