Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Юлия Вревская" (СССР-Болгария, 1977) и "Юкка" (Россия, 1998)

Юлия Вревская. СССР-Болгария, 1977/1978. Режиссер Никола Корабов. Сценаристы: Семён Лунгин, Стефан Цанев, Никола Корабов. Актеры: Людмила Савельева, Стефан Данаилов, Коста Цонев, Юрий Яковлев, Регимантас Адомайтис, Владимир Ивашов, Георги Черкелов, Анатолий (Отто) Солоницын, Владислав Дворжецкий, Лидия Константинова, Ролан Быков, Алексей Петренко, Семён Морозов, Николай Гринько, Борислав Брондуков и др. 5,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.

В основу фильма положена подлинная история самопожертвования баронессы Юлии Вревской, покинувшей Петербург и ставшей сестрой милосердия на войне Болгарии с Османской империей 1878 года. Людмиле Савельевой удалось передать огромную внутреннюю силу своей героини, которая, решившись на такой шаг, сознательно обрекла себя на лишения и трудности фронтовой жизни.

Как и во всяком масштабном полотне на историческую тему, здесь много массовых и батальных сцен, действующих лиц. Некоторые из них даже кажутся не слишком обязательными для развития действия. Более удачно, по-моему, решена в картине любовная линия между болгарским воином Корабеловым и Вревской, хотя в этой истории больше разлук, чем встреч.

В этом фильме одну из последних своих ролей сыграл Владислав Дворжецкий. Поразительно умение этого талантливого актера буквально в двух-трех крупных планах передать всю гамму чувств, которая охватывает его героя — российского императора Александра Второго. После приезда в Болгарию его холодное спокойствие сменяется на сдерживаемый гнев... Но главное — глаза царя, в которых можно прочесть не только ощущение силы и власти, но и обреченность человека, которому всего лишь через три года суждено пасть от руки террориста из «Народной воли»...

Александр Федоров, киновед

-2

Юкка. Россия, 1998. Режиссер Михаил Туманишвили. Сценаристы: Леонид Казаков, Михаил Туманишвили, Григорий Торчинский, Александр Александров. Актеры: Игорь Бочкин, Елена Яковлева, Борис Щербаков, Юлия Чернова, Архип Круглов, Виктор Борцов, Сергей Юшкевич, Геннадий Корольков и др.

Этот криминальный боевик был поставлен во времена, когда еще не поднялась ввысь мощная волна российских сериалов. Иначе, конечно, никакой продюсер не стал бы вкладывать деньги в этот кинопроект.

Когда-то М. Туманишвили радовал поклонников своего творчества военно-патриотическими лентами, заряженными пафосными сценами и тотальным героизмом. На рубеже XXI века он влился в общий поток создателей бесконечных лент о бандитских разборках и прочих прибамбасах приблатненной жизни…

Александр Федоров, киновед