В предъявляемом другому требовании человека, чтобы этот другой взял на себя ответственность за что-то, часто можно обнаружить большую ложь.
По сути ответственность — это готовность к встрече с результатами своих выборов, действий, бездействий. «Я признаю свой вклад в имеющийся результат», — примерно так звучит ответственность. Результат при этом может быть любым.
Загвоздка в том, что призывая другого взять на себя ответственность, призывающий часто согласен лишь на один результат из множества возможных.
Требуя от ребёнка нести ответственность за купленного ему хомячка, родители, как правило, ждут единственный вариант развития событий. В этом варианте хомячок жив, здоров, своевременно накормлен, обитает в чистоте и доволен жизнью. Если родителям удастся заставить или уговорить ребёнка выдать именно такой результат, это будет не про ответственность ребёнка за хомячка. Это будет про ответственность выполнять или нет родительские требования и просьбы. Или это будет вовсе не про ответственность, потому что ответственность возможна только там, где есть реальный выбор.
История про хомячка станет историей про ответственность ребёнка только тогда, когда у ребёнка появится реальная свобода выбора: кормить или забыть, чистить клетку или предпочесть поспать подольше, налить в поилку воды, или заиграться и вспомнить об этом только через два дня. При таком раскладе у ребёнка возникает реальная ответственность за жизнь хомячка — от действий ребёнка реально зависит жизнь питомца. Ухаживает хорошо — хомяк жив, здоров, доволен, и в этом заслуга ребёнка. Забывает покормить — хомячок однажды заболевает, и в этом вина ребёнка, и ребёнку иметь с этим дело. Совсем забывает о питомце — бездыханное хомячьк тельце однажды обнаруживается среди опилок на дне клетки, и в этом вина ребёнка. Во всех вариантах ребёнок сталкивается ещё и с реакцией остальных членов семьи на результаты своих действий.
До какого-то возраста невозможно ребёнку нести ответственность за животное. Можно делегировать ребёнку часть обязанностей по уходу, но ответственность будет на взрослом.
Требуя от ребёнка ответственно подходить к своему здоровью, родители часто ждут только одного результата. Но на деле ответственность, она не про то, чтобы четко следовать родительским наставлениям, а в том, чтобы самостоятельно выбирать и иметь дело с последствиями. Не спал всю ночь — не можешь теперь быть сосредоточенным на уроке. Пропустил завтрак, обед и ужин, а потом наелся сухариков — лежишь с больным животом. Не чистишь зубы — от тебя отодвигаются подальше одноклассники.
Разумеется, до какого-то возраста рёбенок просто не в состоянии сам нести ответственность за своё здоровье. Но когда он будет готов, он, вполне вероятно,заявит: « Моё тело — моё дело».
Требуя от ребёнка ответственного подхода к учёбе, родители часто ждут только одного результата — хороших оценок. Но на деле ответственность, она не только в том, чтобы подготовиться к уроку и получить отличную оценку, но и в том, чтобы, неподготовившись, получить два балла.
Ответственность — это не то, что можно дать. Это то, что человек сам берёт. Это право выбора. Это возможность делать и так, и эдак. Про независимость. Про свободу. Именно поэтому иногда ответственность даже отвоёвывают.
Ожидая от другого ответственного поведения, нужно быть готовым к тому, чтобы передать другому право выбора, быть готовым к тому, что тебе не понравятся ни сделанные другим выборы, ни последствия этих выборов.
В отношениях между взрослыми людьми это тоже работает: либо мне нужны конкретные результаты и я использую свою власть и заставляю другого делать то, что мне нужно, неся при этом ответственность за свои выборы и не доверяя другому то, что мне слишком важно, либо я доверяю другому выбирать, решать, действовать и встречаюсь не только с приятными для себя результатами.