Найти тему
ФолкиЯ

О празднике Ивана Купала ч 2.

Неправда ли, что за чудесная ночь? И клады можно найти и травы целебные собрать. Но есть маленькая особенность – именно в эту ночь нечистая сила становится особенно могущественной. Черти и лешие могут запутать и запугать в лесу, а русалки утопить в реке или озере. Но, люди стремились защитить себя и свой дом, откуда и повелось большое количество обрядов. Сейчас рассмотрим некоторые из них:

1. Шествие девушек вокруг полей. Как и на Троицу вокруг деревни совершали шествие с украшенным деревцем. Также поля оберегали и воткнутые в хлебную пашню ветви осины.

2. Чтобы уберечь скот, на дверях и крышах хлевов развешивали пучки крапивы, полыни, лопуха. А венки плели для защиты от ведьм и русалок.

3. Также прыгали через огонь. Таким образом можно было не только очиститься, но и защититься от темных сил.

Также на купальских кострах сжигали старые, ненужные вещи, мусор, листву, освященные на Троицу березовые ветви. Сожженные старые вещи символизировали обновление жизни.

Золу от купальских костров сильно почитали ведьмы.

Также танцующие создают магический круг вокруг костра. Однако танцевать могут не только вокруг костра, но также и украшенного дерева или увешанного венками шеста. Из этого можно сделать вывод, что в празднике Ивана Купалы большое значение придается культу растений.

На этот же праздник проводится большое количество ритуалов, связанных с изгнанием русалок из деревни. А как мы помним, русалки выходят из лесов на троичной неделе. Чтобы их изгнать, из деревень выносят соломенные чучела и топят их в реке.

Как же гадали девушки в эту волшебную ночь? Например, забрасывали венки на дерево или запускали их с горящей свечой в воду. Лили растопленное олово в воду (по рисунку можно было гадать), бегали к колодцу гадать по отражению, перебрасывали через голову обувь.

-2

Еще одной забавой считалось выслеживание ведьмы. Согласной легендам, в купальскую ночь ведьмы собираются на шабаш, крадут молоко у коров, докучают людям. Считалось, что жжение ведьмовских предметов причиняет им боль. Также старались всячески покалечить замеченных вблизи костра кошек или собак, чтобы утром проверить была ли это ведьма.

Также, как и на Рождество, деревенская молодежь любила бесчинствовать. Девушки и парни крали дрова, закидывали телеги на крыши, замазывали окна или подпирали двери снаружи.

И конечно было связано большое количество обрядов с водой. Самый простой и выполнимый для нас сегодня – купаться и обивать водой друзей и родных.


Источники:
Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991.
Крестьянки Пермской губернии на Иванов день. Конец XIX в.

Толстой Н.И. Этнолингвистический словарь «Славянские древности» том 2.