Шкура. СССР, 1991. Режиссер Владимир Мартынов. Сценаристы: Владимир Зайкин, Борис Гиллер. Актеры: Кирилл Лавров, Станислав Любшин, Виктор Проскурин, Вячеслав Невинный, Михаил Светин, Алексей Селивёрстов, Наталья Данилова, Елена Фадеева, Екатерина Суржикова, Ольга Бабич, Елена Дробышева, Владимир Пинчевский, Юрий Томошевский, Вадим Кириленко, Наталья Хорохорина, Наталья Фатеева и др.
Замысел комедии «Шкура» довольно оригинален. В московском зоопарке умирает редкой породы обезьяна, состоящая на учете в Красной книге. Чтобы замазать следы «недокорма» руководство сего учреждения решает обрядить в шкуру несчастного животного одного из сотрудников...
Тут вам и сатира, и злая ирония, и пародийные намеки на знаменитого американского «Кинг Конга», и созвездие известных актеров. Особенно хорош Станислав Любшин в роли дворника, объявившего, что он профессор биологии, открывший, что алкоголь способен из обезьяны сделать человека...
Комедия получилась не то, чтобы слишком смешная, но вполне «смотрибельная».
Но опять-таки ее «смотрибельность» рассчитана на времена, когда еще не произошел массовый прорыв российских видеоманов к зарубежной массовой культуре. А сейчас...
Александр Федоров, киновед
Шляпа. СССР, 1981/1982. Режиссер Леонид Квинихидзе. Сценаристы: Леонид Квинихидзе, Виктория Токарева (по собственной повести «Ехал грека...»). Актеры: Олег Янковский, Людмила Савельева, Игорь Кваша, Наталия Трубникова, Семён Фарада, Ольга Вардашева, Римма Маркова, Ольга Барнет, Галина Микеладзе, Ирина Мирошниченко, Анатолий Солоницын, Тамара Акулова, Валентин Ганев, Михаил Кокшенов, Раднэр Муратов и др. 15,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Все-таки притягательный это жанр — мюзикл! Вот уже не один десяток лет бьются отечественные кинематографисты над созданием кинозрелищ, сплавляющих танцы и музыку с драматической или комедийной историей, а безусловных удач почти нет.
То здесь, то там блеснет мастерством Людмила Гурченко. То здесь, то там прозвучат хорошие киношлягеры. Но ни здесь, ни там не находится единственного и неповторимого «мюзикального» режиссера, рожденного для неподдающегося жанра.
Возьмется иной постановщик за мюзикл, и больше неохота. Трудно. Уж лучше накручивать очередной детективчик...
Пожалуй, лишь Леонид Квинихидзе («Соломенная шляпка», «31 июня» и др.) упорно пытается взобраться на недоступную и притягательную вершину жанра. Его мюзикл «Шляпа» называется и символически иронично и конкретно. Ибо главный герой фильма, известный эстрадный трубач Денисов, в самом деле, почти никогда не расстается с шикарным головным убором...
Цель режиссера ясна — используя хорошую драматическую повесть Виктории Токаревой "Ехал грека..." поставить нескучное музыкальное шоу о том, что получится, если «сунуть руку в реку» эгоизма.
И вот что получилось на экране. Олег Янковский в роли Денисова элегантен, обаятелен, умен, ироничен, разнообразен в выборе средств для достижения своих, не всегда приятных для окружающих целей. Ясно, Денисов идет неверной дорогой.
Людмила Савельева в роли возлюбленной Денисова женственна, обаятельна, умна, иронична, неподражаемо артистична в своей неразделенной любви.
К концу «Шляпы» становится ясно, что дело, конечно, не в ней. Денисов своевременно осознает допущенные им ошибки. Героиня Савельевой выходит замуж за другого. А рок-группа поет торжественную песнь, посвященную любимому руководителю...
Единения музыки и драмы не произошло. Тонкая психологическая ткань повествования Токаревой сведена в картине к однозначным прописям со счастливым концом. А вполне заурядные песенно-танцевальные номера существуют сами по себе. И крайне редко между музыкой и драмой проскальзывает искомая «вольтова дуга» сплава мюзикла...
Александр Федоров, киновед