На реставрацию к нам пришла удивительная “Азбука в картинках. Птицы”, изданная в Москве в 1865 году. Как и любая детская книга, она завораживает своей яркостью и иллюстрациями.
И, что свойственно детским книгам, пришла она не в лучшей форме: многочисленные надрывы и мелкие утраты, загрязнения и заломы. Переплет сильно обтрепался и вытерся по краям, рисунок частью стерся, частью выцвел.
Мы укрепили и почистили блок, поработали с заломами и затеками, отреставрировали дефекты. Вернули переплету аккуратный вид, освежили надпись и дорастили утраты.
Картинки в книге выполнены очень качественно. Несмотря на приглушенную цветовую палитру, их хочется рассматривать. На фото видно, как по краю страницы идет надпись: хромолитографии В. В. Васильева.
Литографии часто встречаются нам в работе, ими оформляются книги прошлых веков, поэтому сегодня хотим рассказать подробнее об этой технологии.
Литография наряду с гравюрой и монотипией относится к видам печатной графики. Появление литографии произвело переворот в сфере книгопечатания: с момента изобретения гравюр прошло почти 400 лет, а новых методик не появлялось.
Пока в 1796 году богемский актер и владелец типографии Алоиз Зенефельдер абсолютно случайно по рассеянности не записал счет из прачечной на куске известняка и запись неожиданно не отпечаталась на влажной ткани.
Возможно, это просто красивая легенда, как про Ньютона и упавшее ему на голову яблоко. Однако спустя 20 лет Зенефельдер публикует “Точное руководство печатания на камне”, и метод литографии становится известен по всему миру.
Справедливости ради стоит отметить, что кое-где методика печати на камне была известна и до Зенефельдера, однако именно им литография была популяризирована. Так литография становится основной технологией работы с репродуцированием живописи.
Процесс литографии выглядит так:
1. Сначала литографский камень (кусок плотного известняка) шлифуют водой и песком, делая поверхность идеально гладкой.
2. Художник рисует на поверхности камня рисунок (иногда на камень предварительно наносят набросок с кальки с помощью печатного литографского станка). Рисунок наносится специальными литографскими карандашом, тушью и кистями.
3. Мастер печати пропитывает камень слабым раствором серной и соляной кислот, обрабатывает декстрином, в результате чего рисунок смывается.
4. На камень наносят типографскую краску. Места, где на поверхности были литографские карандаш или тушь, впитывают краску и меняют цвет; остальная поверхность камня остается чистой.
5. После с помощью специального станка начинается печать.
6. По окончании работы с рисунком литографский камень полируют, и он снова готов к нанесению новых рисунков.
Вам было бы интересно почитать о других техниках печати рисунков?
Хотите продлить жизнь вашим бесценным артефактам? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!
Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook👉 Telegram