Найти в Дзене
История транспорта

Автобусы Австро-Фиат в Ставрополе

Изучая архивные документы Минавтошосдора Ставропольского края, я наткнулся на упоминание о работе в пятидесятые годы ХХ века в Ставропольской автоколонне №32 автобусов марки «Австро-Фиат». Этих автобусов в городе было два, оба поступили в Ставрополь в 1950 году и получили госномера са 72-61 и са 72-62. Ещё из документов известно, что автобус 72-61 собирались списать 31 октября 1955 года, но передумали, и 21 марта 1956 года переделали в техпомощь, после чего следы его теряются. Автобус 72-62 списали приказом от 9 января 1957 года. Более ничего об этих автобусах неизвестно. Исследования привели к тому факту, что в 1946 – 1955 гг. из Австрии в Советский Союз поступали грузовики и автобусы с предприятия Österreichische Automobil-Fabrik, известная также как Österreichische Austro-Fiat, сокращенно ÖAF. По окончании Великой Отечественной войны завод, располагавшийся во Флорисдорфе, попал в советскую зону оккупации. С 7 июля 1946 Советскому Союзу стала принадлежать бывшая немецкая часть акцион

Изучая архивные документы Минавтошосдора Ставропольского края, я наткнулся на упоминание о работе в пятидесятые годы ХХ века в Ставропольской автоколонне №32 автобусов марки «Австро-Фиат». Этих автобусов в городе было два, оба поступили в Ставрополь в 1950 году и получили госномера са 72-61 и са 72-62. Ещё из документов известно, что автобус 72-61 собирались списать 31 октября 1955 года, но передумали, и 21 марта 1956 года переделали в техпомощь, после чего следы его теряются. Автобус 72-62 списали приказом от 9 января 1957 года.

Более ничего об этих автобусах неизвестно. Исследования привели к тому факту, что в 1946 – 1955 гг. из Австрии в Советский Союз поступали грузовики и автобусы с предприятия Österreichische Automobil-Fabrik, известная также как Österreichische Austro-Fiat, сокращенно ÖAF. По окончании Великой Отечественной войны завод, располагавшийся во Флорисдорфе, попал в советскую зону оккупации. С 7 июля 1946 Советскому Союзу стала принадлежать бывшая немецкая часть акционерного капитала. И с 1946 года завод возобновил производство грузовиков и автобусов, часть из которых отправлялась в СССР в качестве репараций. В 1955 наши войска ушли из Австрии, и советская доля капитала была передана Австрийскому государству. В соответствии с государственным договором Австрия обязывалась поставлять в СССР рефрижераторные грузовики. В 1961 Австрия полностью выполнила обязательства по поставкам в СССР.

Но вернемся к послевоенным поставкам. В 1949 – 1953 гг. в Советский Союз из Австрии поступали автобусы Austro-Fiat ÖAF 5DT 120 Trambus. Получается, что именно этот тип автобуса пришел в Ставрополь в 1950 году.

Автобус ÖAF 5DT 120 Trambus, идентичный обсуждаемому.
Автобус ÖAF 5DT 120 Trambus, идентичный обсуждаемому.

ÖAF 5DT 120 Trambus был автобусом экскурсионного типа с 37 мягкими сиденьями для пассажиров и 1 местом для экскурсовода. Для входа и выхода пассажиров имелась одна дверь, открываемая вручную.

Схема автобуса 5DT 120.
Схема автобуса 5DT 120.

Сколько именно поступило в СССР этих автобусов, я не знаю. Да и не ставил перед собой такой цели. Известно, что как минимум три (некоторые источники говорят о четырех) таких автобусах в 1950 – 1951 гг. поступили в город Сочи для обслуживания экскурсий.

А вот что делали автобусы 5DT 120 в Ставрополе, в городе, c населением 120 000 человек и полным отсутствием курортной инфраструктуры – большой вопрос. Впрочем, более поздние истории с автобусами «Икарус» и другой техникой в Ставрополе, говорят в пользу версии о том, что эти автобусы проходили в городе испытания. В городе много узких улиц с крутыми подъемами и спусками.

К сожалению, на сегодняшний день не найдено ни одной фотографии работы автобусов ÖAF 5DT 120 в Ставрополе. Ниже предлагаю вам небольшую фотогалерею этих автобусов из Сочи.

Все фотографии взяты из открытых источников.

-3
-4

-5
-6
-7
-8

Спасибо за внимание.