Найти тему
ПСИХФАК с Еленой Степановой

Нестандартные дети

Примерно 40 лет тому назад, на уроке биологии мы фантазировали, какими мы увидим будущие поколения, благодаря изменениям генетики и новым потребностям человечества. В лидерах у нас ходил тощий человечек с неразвитой мускулатурой и огромной головой. В целом, прогнозы у юных и наивных школьников были уже тогда не слишком радужными…

Тема "нестандартных детей" и коррекции щекотливая и вызывает множество споров, но давайте посмотрим на неё немного с другой стороны.

По данным Минздравсоцразвития, в России количество нормальных родов не превышает 36.8%, а распространение перинатального поражения нервной системы колеблется от 45 до 80%. Даже если предположим, что рост идет частично благодаря тому, что перинатальная диагностика диагностика стала лучше, легче не становится. Поражение ЦНС непременно так или иначе скажется на развитии ребенка.

График продолжительности жизни. Нужно понимать, что резкое возрастание идет в основном за счет снижения детской смертности
График продолжительности жизни. Нужно понимать, что резкое возрастание идет в основном за счет снижения детской смертности

При этом, нужно понимать, что границы нормы не сужаются, как кажется некоторым, а наоборот, расширяются с каждым днем. То есть, те дети, что раньше могли претендовать на уровень УО со специальным образованием, например, сегодня будут считаться “в пределах нормы”.

Развитие медицины, выхаживание недоношенных и больных детей, отсутствие естественного отбора, когда выжить имели возможность только сильные и крепкие потихоньку полностью меняют весь наш мир, даже если мы думаем, что стоим от этого в стороне. С одной стороны это величайшее достижение медицины, с другой генетические ошибки накатываются снежным комом и гарантировать, что в вашей генетике, вашего партнера, или партнера вашего ребенка не будет поломанных генов крайне сложно.

При этом, сам мир стремительно меняется и идет параллельный процесс - темпы обучения стремительно повышаются, требования к детям все выше… А коррекционное образование становится все менее доступным, в том числе потому, что вариантов корректировок слишком много.

Предположим, что для каждой категории будет создана отдельная школа. Понятно, как обучать слабослышащих детей или незрячих, а что делать с детьми с гиперактивностью, аутизмом (не в сильной форме), заторможенностью развития, неврологическими заболеваниями, повышенной агрессией… Здесь абсолютно разные подходы к коррекции и всех их в один класс не запихнуть.

В коррекционные детские сады для детей с проблемами речи сейчас невозможно попасть, туда стоят огромные очереди, даже из детей с относительно нормальным развитием. Но все эти дети пойдут в одну и ту же школу. И ответственность за их развитие и успеваемость уже полностью переляжет на плечи родителей - будут ли они готовы работать со своим ребенком одиннадцать лет, постоянно подтягивая и поддерживая его лично или при помощи специалистов.

Да что там дети с отставанием развития, даже абсолютно нормальные дети без дополнительной поддержки уже не в состоянии нормально освоить требуемые объемы, что в свою очередь провоцирует развитие неврозов, депрессий (с каждым годом фиксируются все больше). И с этим опять же нужно работать и постоянно корректировать.

Похоже, что мир будущего это мир бесконечной коррекции и эту гонку способны выдержать не многие...

Научные факты и ответы на лучшие комментарии на моем Телеграм-канале или ВКонтакте. Почта для связи elena@content-m.ru