Занимательное это дело, выяснять причины успеха того или иного художника. Как у него получилось? Что в его работах такого особенного? Как правило, ищешь причины в степени таланта, мастерства и трудолюбия. Но вот незадача: причина успеха может быть совершенно не связана с тем, что и как художник рисует. Победу над соперниками в гонке за любовь публики мог обеспечить эффект Матфея. Что это такое и какую роль это играет в составлении рейтингов самых-самых среди художников – об этом моя сегодняшняя заметка.
Эффект Матфея описал социолог Роберт Мертон. Суть этого эффекта в следующем: преимущества распределяются неравномерно. Тот, кто уже обладает преимуществами, продолжает их накапливать и приумножать. А тот, кто был изначально ограничен, оказывается обделен еще сильнее и имеет меньшие шансы на успех.
Эффект Матфея иллюстрирует, что изначальное преимущество может сопровождать человека всю жизнь, а не имеющему изначальное преимущество крайне сложно (если вообще возможно) добиться успеха.
Успех множится подобно тому, как распространяется эпидемия. Богатый легко становится еще богаче, а бедный неминуемо растрачивает даже те крохи, что имел. Знаменитый становится еще более знаменитым, а преданный забвению погружается в безвестность все глубже и глубже.
Другое название для эффекта Матфея – кумулятивное преимущество. Применительно к изобразительному искусству это преимущество в том, что знаменитые художники работают на своем прошлом успехе.
Прогремевшая во всех профильных СМИ выставка, полюбившееся публике интервью у известного блогера, феерическая рецензия авторитетного критика – шлейф успеха будет тянуться за художником на протяжении всей его карьеры. Более того, прошлый успех будет привлекать всех вокруг: от критиков, жаждущих изложить свою версию похвальной речи творчеству художника, до зрителей, готовых потратить время и деньги на биеннале художника, чье имя на слуху. Поэтому начинающему художнику важно составить портфолио успехов – именно портфолио успехов, если верить эффекту Матфея, станет залогом его востребованности в будущем.
В кумулятивном преимуществе заложена одна из главных возможностей – и одновременно главных опасностей – для начинающего художника.
С одной стороны, перед начинающим художником открыты все двери и доступны все средства для формирования портфолио успехов. Именно портфолио успехов, если верить эффекту Матфея, станет залогом его востребованности в будущем.
С другой стороны, в гонке за успехом даже второе место может стать проигрышем. Куш может оказаться в руках одного единственного победителя: он получит всю любовь публики, все внимание критиков, монетизирует на полную катушку весь успех. Вкус толпы может оказаться заразителен. Менее удачливый останется в тени знаменитости и будет вынужден работать за «спасибо» (или почти за «спасибо»).
Не только удачи кумулятивны – неудачам тоже свойственно скапливаться. Неудачников преследуют неудачи. Павшему духом сложно собраться в кулак. Гнет обстоятельств и переживание критики могут стать тростинкой, которая переломит хребет верблюда.
В мире искусства очень важно, кто и что о тебе говорят. Посреди моря конкурентов важно быть на слуху, быть в фокусе внимания, мелькать, всплывать в статьях и разговорах, появляться в нужных кругах, звучать в беседах нужных людей. Реальные художественные достоинства и ценность картины куда менее важны, чем то, что о картине думают и говорят.
Сегодняшний технологии кратно усиливают и стимулируют накопление кумулятивных преимуществ. Все онлайн и все доступно всем. Информационное поле наводнили репосты, ссылки и пересказы. Циркуляция одного и того же имени, запущенная целенаправленно или по случайному стечению обстоятельств, становится самосбывающимся пророчеством: тот, о ком говорят, что он талантлив, становится в глазах других талантливым («ведь так говорят все вокруг»). Социальные сети – идеальные машины для демонстрации эффекта Матфея.
Вся эта история напоминает мне еще одну закономерность – закон Ципфа. Этот закон назван в честь лингвиста Джорджа Ципфа и объясняет, почему человек использует лишь малую часть словарного запаса.
Механизм такой: чем больше вы используете слово, тем меньше усилий вам понадобиться, чтобы его использовать снова. Поэтому вы используете слова из своего личного, стихийно сформировавшегося словарного запаса пропорционального их использованию в прошлом. Каким бы богатым не был русский язык, в речи задействована ничтожно малая его часть.
Замените в этой формуле слово на художника, а богатство языка на всех художников – смысл не поменяется. Из статьи в статью, из медиа в медиа повторяются одни и те же имена. Повторять старое гораздо проще, чем открывать новое. Попытки открыть новые имена в искусстве сложны и редки, издержки на формирование истории успеха колоссальны.
В заключении, важный вопрос: что делать художнику в условиях, когда мир искусства находится под воздействием эффекта Матфея?
Какими бы тотальными и неизбежными ни были воздействия эффекта Матфея и закона Ципфа, из каждого правила случаются исключения (которые потом становятся новыми правилами).
Узнав про опасности кумулятивного эффекта, художнику для начала стоит отставить сомнения и прекратить панику.
Держать в уме, что неудачи не тотальны, а успех в прошлом не гарантирует на 100% успех в будущем (всякое может случится).
Заняться своим делом и делать его хорошо.
Креативить и творить без остановки. А там, как пойдет!
P.S. Эффект Матфея объясняет многое, но не все. Он не учитывает, что ничто не вечно под Луной. Привычное сегодня не обязательно останется привычным завтра. А текущие стандарты в области художественной ценности может в любой момент переписать с нуля энергичный новичок – самородок с новыми взглядами, свежими идеями и уймой энергии перевернуть фундамент дома культуры вверх дном.
****
Спасибо за внимание и следите за обновлениями 😘
🤗💡Поддержать автора, художника и арт-блогера можно тут: https://pay.mysbertips.ru/88585573
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
****
Смотрите также: