Найти тему

Как прошлый успех художника определяет его будущее? Эффект Матфея в арт-мире

Занимательное это дело, выяснять причины успеха того или иного художника. Как у него получилось? Что в его работах такого особенного? Как правило, ищешь причины в степени таланта, мастерства и трудолюбия. Но вот незадача: причина успеха может быть совершенно не связана с тем, что и как художник рисует. Победу над соперниками в гонке за любовь публики мог обеспечить эффект Матфея. Что это такое и какую роль это играет в составлении рейтингов самых-самых среди художников – об этом моя сегодняшняя заметка.

Источник: https://pixelsmerch.com/featured/1-rich-street-art.html
Источник: https://pixelsmerch.com/featured/1-rich-street-art.html

Эффект Матфея описал социолог Роберт Мертон. Суть этого эффекта в следующем: преимущества распределяются неравномерно. Тот, кто уже обладает преимуществами, продолжает их накапливать и приумножать. А тот, кто был изначально ограничен, оказывается обделен еще сильнее и имеет меньшие шансы на успех.

Эффект Матфея иллюстрирует, что изначальное преимущество может сопровождать человека всю жизнь, а не имеющему изначальное преимущество крайне сложно (если вообще возможно) добиться успеха.

Успех множится подобно тому, как распространяется эпидемия. Богатый легко становится еще богаче, а бедный неминуемо растрачивает даже те крохи, что имел. Знаменитый становится еще более знаменитым, а преданный забвению погружается в безвестность все глубже и глубже.

Источник: https://www.imf.org/en/Publications/fandd/issues/2019/09/the-art-of-money-laundering-and-washing-illicit-cash-mashberg
Источник: https://www.imf.org/en/Publications/fandd/issues/2019/09/the-art-of-money-laundering-and-washing-illicit-cash-mashberg

Другое название для эффекта Матфея – кумулятивное преимущество. Применительно к изобразительному искусству это преимущество в том, что знаменитые художники работают на своем прошлом успехе.

Прогремевшая во всех профильных СМИ выставка, полюбившееся публике интервью у известного блогера, феерическая рецензия авторитетного критика – шлейф успеха будет тянуться за художником на протяжении всей его карьеры. Более того, прошлый успех будет привлекать всех вокруг: от критиков, жаждущих изложить свою версию похвальной речи творчеству художника, до зрителей, готовых потратить время и деньги на биеннале художника, чье имя на слуху. Поэтому начинающему художнику важно составить портфолио успехов – именно портфолио успехов, если верить эффекту Матфея, станет залогом его востребованности в будущем.

В кумулятивном преимуществе заложена одна из главных возможностей – и одновременно главных опасностей – для начинающего художника.

С одной стороны, перед начинающим художником открыты все двери и доступны все средства для формирования портфолио успехов. Именно портфолио успехов, если верить эффекту Матфея, станет залогом его востребованности в будущем.

С другой стороны, в гонке за успехом даже второе место может стать проигрышем. Куш может оказаться в руках одного единственного победителя: он получит всю любовь публики, все внимание критиков, монетизирует на полную катушку весь успех. Вкус толпы может оказаться заразителен. Менее удачливый останется в тени знаменитости и будет вынужден работать за «спасибо» (или почти за «спасибо»).

Не только удачи кумулятивны – неудачам тоже свойственно скапливаться. Неудачников преследуют неудачи. Павшему духом сложно собраться в кулак. Гнет обстоятельств и переживание критики могут стать тростинкой, которая переломит хребет верблюда.

Источник: https://artandyou.ru/articles/kto_i_zachem_vzvinchivaet_ceny_na_art_ryinke/
Источник: https://artandyou.ru/articles/kto_i_zachem_vzvinchivaet_ceny_na_art_ryinke/

В мире искусства очень важно, кто и что о тебе говорят. Посреди моря конкурентов важно быть на слуху, быть в фокусе внимания, мелькать, всплывать в статьях и разговорах, появляться в нужных кругах, звучать в беседах нужных людей. Реальные художественные достоинства и ценность картины куда менее важны, чем то, что о картине думают и говорят.

Сегодняшний технологии кратно усиливают и стимулируют накопление кумулятивных преимуществ. Все онлайн и все доступно всем. Информационное поле наводнили репосты, ссылки и пересказы. Циркуляция одного и того же имени, запущенная целенаправленно или по случайному стечению обстоятельств, становится самосбывающимся пророчеством: тот, о ком говорят, что он талантлив, становится в глазах других талантливым («ведь так говорят все вокруг»). Социальные сети – идеальные машины для демонстрации эффекта Матфея.

Вся эта история напоминает мне еще одну закономерность – закон Ципфа. Этот закон назван в честь лингвиста Джорджа Ципфа и объясняет, почему человек использует лишь малую часть словарного запаса.

Механизм такой: чем больше вы используете слово, тем меньше усилий вам понадобиться, чтобы его использовать снова. Поэтому вы используете слова из своего личного, стихийно сформировавшегося словарного запаса пропорционального их использованию в прошлом. Каким бы богатым не был русский язык, в речи задействована ничтожно малая его часть.

Замените в этой формуле слово на художника, а богатство языка на всех художников – смысл не поменяется. Из статьи в статью, из медиа в медиа повторяются одни и те же имена. Повторять старое гораздо проще, чем открывать новое. Попытки открыть новые имена в искусстве сложны и редки, издержки на формирование истории успеха колоссальны.

Источник: https://www.kisscc0.com/clipart/youtube-child-learning-adoption-culture-crowd-of-k-vz7ruc/
Источник: https://www.kisscc0.com/clipart/youtube-child-learning-adoption-culture-crowd-of-k-vz7ruc/

В заключении, важный вопрос: что делать художнику в условиях, когда мир искусства находится под воздействием эффекта Матфея?

Какими бы тотальными и неизбежными ни были воздействия эффекта Матфея и закона Ципфа, из каждого правила случаются исключения (которые потом становятся новыми правилами).

Узнав про опасности кумулятивного эффекта, художнику для начала стоит отставить сомнения и прекратить панику.

Держать в уме, что неудачи не тотальны, а успех в прошлом не гарантирует на 100% успех в будущем (всякое может случится).

Заняться своим делом и делать его хорошо.

Креативить и творить без остановки. А там, как пойдет!

P.S. Эффект Матфея объясняет многое, но не все. Он не учитывает, что ничто не вечно под Луной. Привычное сегодня не обязательно останется привычным завтра. А текущие стандарты в области художественной ценности может в любой момент переписать с нуля энергичный новичок – самородок с новыми взглядами, свежими идеями и уймой энергии перевернуть фундамент дома культуры вверх дном.

****

Спасибо за внимание и следите за обновлениями 😘

🤗💡Поддержать автора, художника и арт-блогера можно тут: https://pay.mysbertips.ru/88585573

****

Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.

****

Смотрите также: