Найти тему

Записки молодого педагога. О разрушении образования.

Здравствуйте, дорогие читатели! Вчера вечером я решил почитать статьи своих коллег, которые, как и я пишут об образовании. Конечно, наткнулся и на ряд публикаций, которые сделали "эксперты" ни дня не работавшие в школах. Негатива там выше крыши. Люди считают, что лучше учителей разбираются в образовании. Но это их право и их мнение.

Но самая интересная статья об образовании, которую я прочитал, принадлежит Сергею Миронову. Думаю, что все мы знаем, что он является руководителем фракции «Справедливая Россия — За правду» и президент Федерации... спортивного туризма России.

Сергей Миронов
Сергей Миронов

Не хочется вновь говорить о том, что об образовании высказываются те, кто к нему отношения никогда не имели и не знают всю структуру и проблемы изнутри. Но статья "Как разрушить образование: три свежие стратегии от Министерства просвещения", была интересна исходя из заголовка.

Давайте разберемся, что по мнению Сергея Миронова разрушает наше образование.

Первое. Как сказано в статье Миронова - игра на понижение. А именно идея министра просвещения Сергея Кравцова доверить преподавание в 5-9 классах педагогам со средним профессиональным образованием. Мусолить эту тему не буду, тем более, что уже высказывал свое мнение по этому вопросу. Говорят, что если подобную инициативу реализовать, то снизится качество обучения, но при это может решиться "кадровый голод". Что, конечно, в школы придут учителя, но при этом баллы за ЕГЭ у детей снизятся. При этом строчкой ниже говориться, что баллы и так снижаются из года в год (хотя пока что в основном преподают учителя с высшим образованием).

Взял картинку из статьи Миронова. Как-то так представляет он (и многие другие) учителей, которые имеют только среднее профессиональное образование. Но, например я, с этим категорически не согласен.
Взял картинку из статьи Миронова. Как-то так представляет он (и многие другие) учителей, которые имеют только среднее профессиональное образование. Но, например я, с этим категорически не согласен.

В общем, как итог, проблема в квалификации кадров, которые придут работать в школы. Возможно, где-то депутат и прав, но раз не устраивает вариант с допуском выпускников колледжей, то проблему квалифицированных кадров надо решать другим путем. Как? Ну, самое очевидное ввести отработку после ВУЗов. Знаете сколько тогда мест в институтах освободиться для ребят, которые действительно хотят стать учителями? Выпускники школ сознательно будут приходить и учиться, а не лишь бы получить диплом о высшем образовании.

А хотите еще более крутой вариант? Нужна вертикаль: Школа - СПО - ВУЗ- Работа. Выпускник школы идет в педагогический колледж и там больше приобщается к практической деятельности. Заканчивает и идет в институт для получения более фундаментальных знаний. После этого идет отработка в школе. Вот такая схема даст мотивированные и высококвалифицированные кадры.

Но вернемся к преподаванию учителей с СПО в школах. В чем действительно прав Сергей Миронов, это в том, что такие педагоги станут, к сожалению, "дешевой рабочей силой". Зарплаты учителей во многих регионах и так небольшие. Наличие высшего образования позволяет увеличить свой оклад примерно в 1,5 раза (не знаю как по регионам, привожу пример Питера). Выходит, что если зарплата учителя с высшим образованием 30000 рублей, то у учителя со средним профессиональным будет 20000. При этом выполнять они будут одни и те же функции и даже количество часов будет у них будет одинаковым. А зарплата нет. Многим школам, пожалуй, был бы выгоден такой расклад, поэтому данный вопрос необходимо очень хорошо проработать.

-4

Кстати, учителя со средним профессиональным образованием, на самом деле в школах работают уже давно. Просто никто это не афишировал.

Второе. Сергей Миронов также вспомнил о том, что в связи с тем, что нынешний год объявлен Годом Педагога и Наставника, то учителей активно привлекают к различного рода мероприятиям. Постоянно "заманивают" на различные конкурсы, семинары, мастер класс и тому подобное. Даже ток-шоу придумали. И Сергей Михайлович резонно заметил, что участвуя во всем этом учителя физически не успевают еще и уроки проводить в школе. Не буду пересказывать все написанное в его статье. Захотите - прочитаете, но тут могу согласиться лишь отчасти. Почему? Ну, например в моей школе не сказать, что "напрягают" всех. Так получилось, что есть несколько педагогов (в том числе и я), которые обычно и закрывают данные мероприятия. Отнимает ли это много времени - да. Приносит ли это пользу - да. И не поверите, в том числе и финансовую. Я вот умудрился выиграть конкурс педагогического мастерства. За это и в школе поощрили, а потом еще и на премию Правительства Санкт-Петербурга выдвинули, которую я в итоге тоже получил. Распоряжения о премии, кстати, теперь достаточно будет для подтверждения высшей категории. Согласитесь, неплохо! Да и мероприятия, которые я посещал, если честно, были довольно интересными. К тому же на таких мероприятиях можно приобрести новый опыт и познакомиться с коллегами, которые тоже расскажут много интересного.

Да, конечно, есть учителя, которые не вылезают с конкурсов. Знаю несколько таких ребят. Они участвуют параллельно в 3-4 конкурсах, жалуются, что им ни на что не хватает времени, но на самом деле, "получают кайф" от своей деятельности. 99% учителей спокойно ведут свои уроки и редко когда их кто-то куда-то "дергает".

Это малая часть конкурсов, в которых принимают участие учителя.
Это малая часть конкурсов, в которых принимают участие учителя.

Куда хуже влияет на работу сплошная бюрократия. Вот она реально отнимает время и мешает готовиться к урокам. О мероприятии учителя знают заранее, а вот отчет может "свалиться" в любую секунду. Причем его написать и отправить нужно в считанные часы.

Третье. Зарплата. О ней, родимой, Сергей Михайлович тоже не забыл. Правда до нее он дошел попутно "пройдясь" по министру просвещения, который рассказывал недавно о том, как должна выглядеть идеальная школа.

Тоже взял у Сергея Михайловича. Можете узнать среднюю зарплату по вашему федеральному округу.
Тоже взял у Сергея Михайловича. Можете узнать среднюю зарплату по вашему федеральному округу.

Нужно избавить их (учителей) от необходимости работать на 1,5-2 ставки, чтобы дотянуть до средней зарплаты в 15-25 тыс. рублей, на которые ещё надо выжить.

Естественно не обошлось и без конкретных предложений.

Мы предлагаем ввести единую для всей страны тарифную сетку оплаты труда педагогов с минимальным окладом не ниже 200% от средней заработной платы региона, в котором работает учитель. При этом оклад не должен зависеть от количества учеников в классе или включать компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
Кроме того, у учителей должна быть сокращенная рабочая неделя – не более 36 часов, а преподавательская и воспитательная нагрузка не должна составлять более 20 часов в неделю. Добавим к этому отпуск не менее 48 рабочих дней и возможность выходить на пенсию в 55 лет (женщинам) и в 60 лет (мужчинам).

Красивые перспективы? Мне они, естественно, нравятся. Еще добавить сюда "Учительскую ипотеку" по аналогии с военной и вообще бы было здорово! Правда, похоже, нас хотят "обокрасть" на 8 дней отпуска. Но при тех благах, что предлагают я готов!

Верится в такое с трудом, правда.

Кстати, дорогие коллеги, не расслабляйтесь. Если данные инициативы будут реализованы, то все это будет проходить под лозунгом: "Незаменимых не держим!" Что он подразумевает? А то, что мы с вами, дорогие коллеги, на самом деле пользуемся тем, что на наше место нет претендентов и из-за этого работаем "спустя рукава". А тут на наше место появится целая масса претендентов. И если мы где-то не доработаем, то нас моментально поменяют на другого человека.

Почему-то многие помнят цитату Иосифа Сталина о том, что незаменимых людей нет. Но забывают вот об этой мудрости.
Почему-то многие помнят цитату Иосифа Сталина о том, что незаменимых людей нет. Но забывают вот об этой мудрости.

Здорово, правда! Правда скорее с точки зрения бизнеса. Но не в бизнес ли нас когда-то отправлял Дмитрий Анатольевич Медведев? Вот и добрались.

В заключение. Сергей Миронов, конечно, все изложил хорошо, красиво и, отчасти, правильно. Вот только обо все том, что он написал мы знаем уже давно. Все, что написано в статье - максимально поверхностно. Те кто реально работают в школах, скорее всего усмехнулись и закрыли эту статью. Странно, честно говоря, и время появления данной статьи. Ей бы выйти ближе к сентябрю 2026, когда пройдут очередные выборы в Государственную Думу. Хотя ладно, все мы знаем, что сейчас говорить об образовании модно. Особенно о том, как оно планомерно разрушается. Год Педагога и Наставника, как-никак...

На этом на сегодня все. Спасибо за внимание. Буду рад вашим комментариям и лайкам. До новых встреч!