Найти тему

Покой и движение — части Целого

На сатсангах часто говорят, что вы уже просветлены, что прямо сейчас вы уже ТО... и это так и есть, но... знание об этом, само по себе не даёт переживания этого. Почему так?

Потому что в вас слишком много движения, и вы привязаны к нему, постоянно неосознаваемо сливаясь с ним. Мысли, чувства, эмоции - ваш ум беспокоен и это беспокойство не даёт проявится осознанию вашей истинной природы... Для того чтобы это осознание случилось, вам необходимо замедлиться — успокоить ум, очистить его от излишней суеты мышления, и научиться не цепляться за неё... Через это вы научитесь глубже видеть...

Статическая медитация...
Статическая медитация...

Однако покой ума сам по себе есть лишь его состояние, и зацепится за это состояние так же означает привязанность. Ум в покое это ум в равновесии, а попытки специально удерживать это самое равновесие , есть его потеря и напряжение ума! Поэтому истинное равновесие это отсутствие любых попыток его удержать. Это полностью расслабленный ум в моменте, свободный от привязанности как к мышлению, так и НЕ мышлению... Это позволяет увидеть , что покой и движение никак не противоречат друг другу и имеют общую изначальную природу. Как сказал Нисаргадатта Махарадж:

«Существует покой, как состояние ума (чидарам), и покой, как состояние бытия (атмарам). Первый приходит и уходит, но истинный покой — само сердце движения.»

 

Не стоит "застывать" в формах волн, стоит смотреть сразу в суть, в глубину...
Не стоит "застывать" в формах волн, стоит смотреть сразу в суть, в глубину...

Сознание - это безбрежный океан, ум - волны на его поверхности... Волны приходят и уходят... разной формы ... одна накатывается на другую, тем самым поверхность океана постоянно меняет конфигурацию, от штиля до шторма, но это никак не влияет на СУТЬ океана - на его глубинную безмятежность. Нисаргадатта Махарадж указывает нам, что не стоит "застывать" в формах волн, стоит смотреть сразу в суть, в глубину... в бытийность океана, а не волн, ибо волны будут всегда. В том или ином виде, они приходят и уходят, это природа водной поверхности — движение в неподвижности...

Если происходит излишняя фиксация на тишине ума, то есть на отсутствии волн, говоря аналогией проведенной выше, то происходит "застывание" в образе ума — в образе покоя. (привязанность к НЕ мышлению) Именно поэтому, в идеале последователей Дзен учат медитировать не на тишину ума, а "просто сидеть", тем самым оставляя ум распахнутым и не привязанным к образу покоя... Ощущение дыхания, звуки вокруг, ощущения в теле - всё это привносит в восприятие элемент движения, а в дальнейшем дзадзен плавно перетекает в випасанну (динамическую медитацию), всё это в конце концов позволяет практикующему осознать себя океаном не связанным ни отсутствием ни присутствием волн...

Осознание того, что покой и движение никак не противоречат друг другу, подразумевает выход за пределы любых шаблонных представлений о реальности. Другими словами, вы как сознание более ничем не ограничены и не обусловлены, и пребываете в своей осознающей естественности в которой движение и неподвижность есть проявления Целостности...

Odu Van