Введение
В конце ХIII–начале ХIV в. в Италии выступает великий поэт Данте Алигьери.
Ф. Энгельс писал о нём в предисловии к итальянскому изданию «Манифеста Коммунистической партии»: «Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой.
Всемирной славой овеяно имя великого итальянского поэта Данте Алигьери. Его творения знает весь цивилизованный мир. Их читают, переводят, изучают во всех концах земли; во многих европейских странах специально созданные общества ведут систематическую работу по собиранию, исследованию и популяризации его наследия, а юбилейные даты поэта становятся крупными событиями в жизни культурного человечества.
Семьсот лет назад, когда родился Данте, человечество стояло на пороге великих перемен. Близился грандиозный исторический переворот, изменивший весь облик европейского общества. На смену средневековому миру с его феодальным угнетением, анархией и разобщённостью, с засилием церкви шло общество свободных товаропроизводителей, время могущественных национальных государств.
Затем, что волю силой не задуть,
Она как пламя борется упорно,
Когда б его сто раз насильно гнуть…
Эти гордые слова принимает Данте – последнему поэту средневековья и в то же время первому поэту нового времени. Первым стоит он в ряду титанов Возрождения. Первым бросил он вызов насилию, жестокости, мракобесию средневекового мира. Первым поднял знамя гуманизма. И этим шагнул в бессмертие.
Жизнь и творчество Данте Алигьери
Данте родился во Флоренции в 1256 г. Поэт происходил из старинного дворянского рода. Однако семья Данте давно утратила феодальный облик. Достигнув совершеннолетия, Данте записался в 1283 г. в цех аптекарей и врачей, который включал также книгопродавцев и художников и принадлежал к числу семи «старших» цехов Флоренции. Данте получил образование в объеме средневековой школы, которое признавал скудным и стремился восполнить изучением французского и провансальского языков, открывших ему доступ к лучшим образцам иностранной литературы. Однако наряду со средневековыми поэтами молодой Данте внимательно изучал античных поэтов, в первую очередь Вергилия, которого избрал, по его собственному выражению, своим «вождем, господином и учителем».
Главным увлечением молодого Данте была поэзия. Он рано начал писать стихи и уже в начале 80-х годов XIII в. написал много лирических стихотворений, почти исключительно любовного содержания. В возрасте 18 лет он пережил большой психологический кризис – любовь к Беатриче, дочери флорентийца Фолько Партинари, друга его отца, впоследствии вышедшей замуж за дворянина Симоне де Барди и умершей в 1290 г. Историю своей любви к Беатриче Данте в книге «Новая жизнь», которая принесла ему литературную славу. После смерти Беатриче поэт занялся усиленным изучением теологии, философии и астрономии, а также усвоил все тонкости средневековой схоластики. Данте стал одним из ученейших людей своего времени, однако его ученость носила типично средневековый характер, так как подчинялась богословским догмам.
Политическая деятельность Данте началась очень рано. Едва достигнув совершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийской коммуны и сражается на стороне гвельфов против гибеллинов. В 90-х годах Данте заседает в городских советах и выполняет дипломатические поручения, а в июне 1300 г. избирается членом правившей Флоренцией коллегии шести приоров. После раскола гвельфской партии он примыкает к Белым и энергично борется против ориентации на папскую курию. После того, как Черные были побеждены Белыми, в их борьбу вмешался папа Бонифаций VIII, призвавший на помощь французского принца Карла Валуа, который вступил в город в 1301 г. и учинил расправу над сторонниками партии Белых, обвинив их во всевозможных преступлениях. В январе 1302 г. удар пал и на великого поэта. Данте был приговорен к большому штрафу по вымышленному обвинению во взяточничестве. Опасаясь худшего, поэт бежал из Флоренции, после чего все его имущество было конфисковано. Все остальные годы жизни Данте провел в изгнании. Скитаясь из города в город, он узнал, «как горек хлеб чужой», никогда больше не увидел дорогой его сердцу Флоренции – «прекрасной овчарни, где спал ягненком».
Последние надежды Данте возвратиться на родину рухнули. Флоренция дважды вычеркивала его имя из списка амнистированных, ибо видела в нем непримиримого врага. Сделанное же ему в 1316 г. предложение вернуться во Флоренцию под условием унизительного публичного покаяния Данте решительно отверг. Последние годы жизни поэт провел в Равенне у князя Гвидо да Полента. Здесь он работал над завершением своей великой поэмы, написанной за годы изгнания. Данте надеялся, что поэтическая слава будет благоприятствовать почетному возвращению на родину, но не дожил до этого. Данте скончался 14 сентября 1321 г. в Равенне. Флоренция неоднократно делала попытки вернуть себе прах великого изгнанника, но Равенна всегда отвечала ей отказом.
История, композиция и особенности поэмы «Божественная комедия»
Поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 гг. Называя свою поэму «комедией», Данте пользуется средневековой терминологией:
Комедия — всякое поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке.
Трагедия — всякое поэтическое произведение высокого стиля с восхищающим и спокойным началом и ужасным концом.
Слово «божественная» не принадлежит Данте, так поэму позже назвал Джованни Боккаччо. Трагедией он не мог назвать свое произведение лишь потому, что те, как и все жанры «высокой литературы», писались на латинском языке. Данте же написал её на родном итальянском языке. «Божественная комедия» - плод всей второй половины жизни и творчества Данте. В этом произведении с наибольшей полнотой отразилось мировоззрение поэта. Данте выступает здесь как последний великий поэт средних веков, поэт, продолжающий линию развития феодальной литературы
«Божественная комедия» - один из величайших памятников мировой литературы, синтез средневекового мировоззрения и предвестие Возрождения, ярчайшее воплощение авторской мысли Данте. Все многообразные аспекты его творчества как поэта, философа, ученого, политика, публициста слиты здесь в величавое, гармоничное художественное целое.
Цель поэмы выражена в стремлении поэта удержать людей от зла и направить их к добру. Высший же смысл «Божественной комедии» заключается для Данте в стремлении воспеть Беатриче и великую силу любви к ней, спасшую его от всех заблуждений и позволившую написать поэму.
Художественное своеобразие «Божественной комедии:
· сочетание характерных черт как литературы средневековья, так и литературы Возрождения
· Данте первый из западноевропейских авторов сделал предметом поэзии изображение человеческих страстей, для этого он использовал образы и сюжеты из загробного мира.
· 3 части: ад, чистилище и рай, подразделяется на 33 песни
· Все его персонажи конкретны, наделены определенными чертами, отличающими их от остальных героев,
· насыщенный, эмоциональный язык (используется мужественный, сильный, волевой, энергичный слог.)
· язык «Божественной комедии» глубоко народный, привычный обычному человеку
· характерная особенность поэмы - чрезвычайная смысловая насыщенность
· каждый образ в ней имеет несколько значений
· особая роль символики и аллегорий
Именно на последнем пункте особенностей комедии я решила заострить особое внимание. Так как еще за долго до появления термина «символизм» Данте уже активно использовал его приемы в поэме.
Символизм поэмы
Символика чисел
«Божественная комедия» композиционно построена на магии чисел 3, 9, 100. Она состоит из трех частей («Ад», «Чистилище», «Рай») и имеет 3 главных героя, в основе каждой части лежит мистическая цифра 9. «Ад» насчитывает 9 кругов; «Чистилище» — 2 предчистилища и 7 ступеней горы, уходящей к небесам; «Рай» — 9 небесных сфер. В каждой части, называемой кантикой, содержится 33 песни, и в 3 кантиках — 99, но так как им предшествовал пролог (первая песня), то всего песен 100.
Строфа - терцина, то есть трехстрочный куплет, в нем первая строка рифмуется с третьей, а вторая - с первой и третьей строкой следующего куплета и т. д. Каждая кантика кончается одним и тем же словом stelle – «светила». Это все более или менее известные особенности "Комедии". Но есть и такие, которые известны меньше.
С точки зрения изначального смысла "Комедии", задуманной как поэтический памятник Беатриче, центральным пунктом поэмы должна была быть та песнь, где Данте впервые встречается с "благороднейшей". Это XXX песнь "Чистилища". Цифра 30 одновременно кратна 3 и 10. Если считать подряд от начала, эта песнь будет по порядку 64-й; 6 + 4 = 10. До нее 63 песни; 6 + 3 = 9. После нее 36 песен; 3 + 6 = 9. В песне 145 стихов; 1 + 4 + 5 = 10. В ней два центральных пункта. Первый, когда Беатриче, обращаясь к поэту, называет его "Данте", - единственное место во всей поэме, где поэт поставил свое имя. Это стих 55-й; 5 + 5 = 10. До него 54 стиха; 5 + 4 = 9. После него 90 стихов; сумма цифр равняется 9. Второе столь же важное для Данте место - то, где Беатриче впервые называет себя: "Взгляни же на меня. Это я, это я - Беатриче"... Это 73-й стих; 7 + 3 = 10.
И, кроме того, это средний стих всей песни. До него и после него по 72 стиха; 7 + 2 = 9. Трудно установить, какой тайный смысл придавал поэт этой игре цифр, потребовавшей столько труда для того, чтобы стать на уровень требований числовой магии. Сокровенные глубины этой символики пытались раскрыть многие комментаторы, вплоть до наших дней. Нет нужды приводить здесь различные гипотезы, выдвигавшиеся в течение шести с лишним столетий. Стоит сказать лишь об основной сюжетной аллегории поэмы.
Символические образы и аллегории
Помимо цифрового кодирования Данте использовал также специальные символы, каждая из которых имеет свой скрытый смысл. Вся поэма имеет аллегорическую форму: образы вступления являются символами.
“Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.”
Такими строками начинается “Божественная комедия” Данте. Половина жизни, по представлению писателя, это 35 лет. Именно в этом возрасте он написал сочинение.
В начале произведения герой Данте, проснувшись от глубокого сна, замечает, что сбился с пути и находится в «диком, дремучем и грозящем» лесу. Ему навстречу выходят три животных: Лев, Рысь и Волчица. В сущности, темный лес –это отображение земной жизни, а то, что герой потерялся, соответствует грешной жизни и заблуждению. Данте указывает на то, что грехи выросли до ужасных размеров, и именно поэтому он заблудился. Животные символизируют три греха: рысь – сладострастие и властолюбие, лев – высокомерие и честолюбие, волчица – корыстолюбие и жадность. Внезапно вдали ему показывается свет, из которого на помощь писателю приходит незнакомец, оказавшийся душой Вергилия. По словам Вергилия, нет спасения от этих животных, и только борзая может «кончить» с ними. И, в отличие от этих трех хищников, борзая питается «не прахом земным и не металлом двусплавным», а «честью, любовью и мудростью». Греческий писатель объясняет, что «мерцающий свет» – это истинный путь, а борзая – вера, божественная сущность, которая в состоянии бороться с жадностью, корыстолюбием, властолюбием. В поэме Вергилий – символ светской жизни и науки, равно как и разума.
В поэме христианина Данте сопровождает язычник Вергилий, а не ангел (как было принято в средневековой литературе), так как Вергилий при жизни считался одним из поборников христианства. Именно он ведет писателя в Ад и Чистилище, чтобы показать путь спасения души.
Начинается путешествие в загробных сферах. Приблизившись к аду, Данте читает над входом: «Входящие, оставьте упованья». С самого начала писатель формирует настроение посредством символов. То есть из ада нет ни спасения, ни выхода. В самом начале пути писатель встречает беспорядочную толпу тех, кто ни невинны, ни грешны, не совершили ни хороших, ни плохих дел, не были верны ни друзьям, ни врагам. Льстивые и раболепные они, кто непостижимым образом кружатся вихрем в воздухе. Вергилий поясняет, что это беспринципные люди, которые гнутся даже от легкого ветра и принимают любую форму, заданную движением ветра. Эти люди должны пройти реку Ахерон, с которой и начинается первый круг ада и образовываются остальные круги.
Пройдя реку Ахерон, Данте и Вергилий ступают в первый круг ада. Об Ахероне и других реках, описанных в аду, автор дает обширное пояснение в четырнадцатой песне: в горе на острове Крит стоит огромный старик. Его голова – из золота, плечи, грудь и руки – из серебра, туловище до бедер – из меди, одна из ног – из железа, другая – из глины. На всех частях тела, кроме золотых, есть следы глубоких ран, из которых капают слезы. Из этих капель слез и возникают реки ада: Ахерон, Стикс, Флегетон и Кокитос. Символы возможно истолковать двояко. Первое этот старик - аллегория времени в общем философском смысле. Второе - символ монархии или древней Римской империи в политическом смысле.
Подземный мир изображен согласно схоластическому ведению. В каждом круге наказывается соответствующий грешник, и чем больше прибавляется кругов, чем больше они углубляются, тем тяжелее становятся грехи и наказания за них. Здесь томятся души грешников, физических наказаний они почти не несут, вместо этого страдают их грешные души. Данте создает символический образ: писатель спускается вниз по кругам ада и чем дальше, тем страшнее и холоднее. Это означает смертность и необратимость жизни и надежды.
На пятом круге расположены Семирамида, Клеопатра и Елена: сюда писатель вложил аллегоричный образ страстей. Затем все более и более адскими становятся образы, каждая из которых имеет свое аллегорическое значение. Тираны по горло погружены в кипящую кровь, у ростовщиков с шей свисают кошельки, от тяжести которых они не в состоянии стоять ровно или ходить. Лицемеров Данте одел в свинцовую одежду, позолоченную снаружи, а лица предсказателей повернуты назад.
Д. Алигьери в сочинении часто сочетает символы с мистикой чисел. Приведем в пример третий круг, где автор встречает жгучие сердца людей три искры, символическим значением которых являются гордыня, зависть, алчность.
Интересно также следующее трехстишье, которое говорит Вергилий в начале каждого круга стоящему перед дверьми стражу.
“…Не преграждай сужденного пути.
Того хотят — там, где исполнить властны
То, что хотят. И речи прекрати”.
Благодаря этому символическому выражению становится ясно, что «путешествие» Данте желанно и поощряется Всевышним, а также имеет особое значение: пройдя через ад, чистилище и рай, очистится от грехов и объявить человечеству о существовании загробного мира, призвать двигаться вперед верной дорогой и без грехов.
На последнем, девятом круге томятся предатели. Если до этого грешники горели в пламени, то на девятом круге они во льду, в реке плача. В самом низу ада заперты предатели: Кассий, Иуда, Брут и Люцифер. Люцифер здесь имеет три лица: красное как кровь, желтое как зависть, черное как яд. В каждом из пастей размещены Иуда, Кассий и Брут, которых Люцифер сминает зубами и вечно истязает. Через этот символический образ Данте демонстрирует, что предатели презираемы даже сатаной.
«Чистилище» находится на вершине высокой горы и семь кругов ее - ступени, ведущие к раю. Здесь грешники очищаются от грехов через страдания, чтобы достичь рая. Религиозно-нравственное аллегорическое значение имеют и наказания, описанные в «Чистилище». Гордецы, например, «придавленные тяжелыми камнями», всегда смотрят вниз и приучаются к смирению. Веки завистников зашиты железной нитью.
Данте создал семь кругов «Чистилища» в соответствии, с семью библейскими грехами. Для усердно раскаивающихся здесь могут открыться двери рая.
И в аду, и в чистилище обвинения и приговоры соответствуют библейским заповедям.
В «Раю» свет, небесная среда. Вергилию на замену приходит Беатриче, которая сопровождает Данте в раю. Любовь Данте очищается от земных грехов и становится обозначением милосердия и веры. Цель поэта – постичь Бога, кои есть любовь.
Поэт идет за ним, но не может достичь, так как простому человеку непостижима вся сущность божественного света. Данте видит известные в древности семь планет и посередине восьмую звезду, Бога: вокруг нее вращаются космические тела. Наверху, из-за небесного эфира он видит все. Даже то, что на земле казалось невероятным, здесь становится постижимым его душе.
Д. Алигьери преодолевает это трудное «путешествие» и доказывает, что возможно очистится, избавится от грехов. Он воздвиг своеобразную систему, где посредством символов, аллегорий собраны все человеческие грехи и пути избавления от них.
В символическом смысле интересна природа. Во всех трех частях природа описана разными формами и красками. В «Аду» природа мрачна и описана в основном в своей невообразимой зловещести. Здесь властвуют природные стихии и бедствия: ураган, буря, молния, дождь, град, мороз. Все это формирует символические образы, соответствующие среде, людям; создаются своеобразные синтезы между совершенными грехами и наказаниями.
В «Чистилище» иначе. Здесь природа мягкая, лирическая, ласковая, «исцеляющая». Кажется, будто и природа своими красотами участвует в искуплении человеческих грехов.
В «Раю» природа представлена в невообразимом великолепии. Все здесь яркое, сказочное, и, самое главное, солнечное.
В течение всей поэмы религиозные, аллегорические, мистические значения и символы сочетаются с различными явлениями и людьми.
Каждый образ возникающий в поэме имеет несколько значений: пантера- хитрость, обман, а также и олигархию; лев - пренебрежение, насилие, а также тиранию; волчица - корыстолюбие, а также мирскую власть римской церкви. В то же время все они являются символами страха, волнения, растерянности перед какими-то вражескими силами.
Данте является воплощение души, Вергилий - ума, Беатриче - высочайшей мудрости. Пекло - это символ зла, рай - любви, добра и добропорядочности, чистилище - переход от одного состояния к другому, высшему, а само путешествие по загробному миру означает путь к спасению. Объединение в поэме сугубо средневековой картины мира с ее упроченным представлением о загробной жизни и искуплении земных грехов с чрезвычайно откровенным, страстным и эмоционально окрашенным отношением поэта к изображенным им образам и событиям поднимает ее на уровень гениального новаторского произведения.
Заключение
Глубоко злободневным было величайшее творение Данте «Божественная комедия», которую В.Г. Белинский назвал «истинной Илиадой средних веков»; по словам великого русского критика, поэма Данте выразила собой «всю глубину духовной жизни своего времени, в свойственных этой жизни и этому времени формах». В «Божественной комедии» как и в других своих более ранних произведениях, Данте еще влачит тяжелый груз теологических схоластических образов и представлений, завещанных ему средними веками. Вместе с тем он уже обнаруживает замечательно острое чувство жизни и огромную силу критической мысли, которые делают его первым подлинно великим поэтом нового времени. С большим уважением относится он к античной культуре, вскоре ставшей знаменем гуманистов. Он ценит в человеке пытливый дух, на которые в средние века взирали как на один из самых тяжких грехов. Его манит мир земных человеческих чувств и страстей. При этом, о чем бы он ни повествовал, Данте никогда не бывает безучастным наблюдателем совершающихся событий. Он страшно ненавидит пороки своего времени. Он всегда готов обрушиться на тех, из-за кого, по его мнению, страдает Италия, раздираемая вечными междоусобиями. У него на все свой определенный взгляд. Он беспощадный судья и пламенный трибун. Он презирает малодушие, обличает измену и своекорыстие чувств, он не останавливается перед самой беспощадной критикой пороков папской курии и даже самому Бонифацию VIII отводит место в аду.
Замечательно политическое мастерство Данте – его сжатый, чеканный стиль, его умение скупыми средствами создавать очень рельефные, незабываемые образы. Особенно примечательны в этом отношении образы «Ада», «начертанные гением сурового Данте».
Аллегории и символам он отводит особое место в своей поэме. Почти каждая строка имеет двойное дно, этим он раскрывает для читателя мир в котором живет сам. И человек сам того не ведая погружается в мир средних веков и ощущает пороки, слабости и грехи людей того времени. Поэма остается актуальной до сих пор благодаря великой цели, которую ставил перед собой Данте Алигьери «Путь спасения»