Найти тему

Тайна конспирологического романа

Жанры, поджанры, субжанры, разные направления в современной литературе растут как грибы после дождя. И это в целом неплохо. Авторы ищут свой путь в литературе и создают свои миры. Иногда им даже удаётся порадовать читателя чем-то новым и интересным.

Не скажу, что жанр конспирологического романа совсем уж новый, но, скажем так, не слишком «заезженный». И произведений этого жанра тоже не слишком много, хотя, на мой взгляд, он интересен и для читателей, и для авторов. Вот почему хорошие конспирологические романы довольно редки, попробуем разобраться. Но сначала об особенностях этого жанра.

Конспирология в литературе

Вообще, конспирология — это наука, изучающая заговоры, но чаще конспирологией называют все, что связано с теорией заговоров и тайных обществ, ищущих древние артефакты, пытающихся проводить свою политику, создать свою религию или даже управлять миром. Среди таких обществ с «мутной», а то и мистической историей много и реально существовавших (и сейчас существующих – конспирологи в этом уверены), например, розенкрейцеры, масоны, иллюминаты, Теософское общество, орден друидов и т. д. Есть и вымышленные, типа лемурийцев, рептилоидов или аннунаков.

Конспирология связана также с различными теориями альтернативной истории, таинственными силами и поиском магических артефактов, типа чаши Грааля, копья Лонгина или летающих тарелок с заспиртованными инопланетянами.

Согласитесь, большой простор для самых разнообразных сюжетов, способных увлечь и читателей, и авторов. Так почему же они не спешат нас радовать конспирологическими романами? Сначала разберём главные особенности этого жанра.

Иллюстрация художника Игоря Сакурова к роману Б. Акунина "Азазель"
Иллюстрация художника Игоря Сакурова к роману Б. Акунина "Азазель"

Сюжет

Отчасти построение сюжета близко к детективному, так как в его основе расследование. Но не преступления, а «происков» тайного общества. Преступление в романе может быть, например, странное самоубийство в романе Б. Акунина «Азазель» или ритуальное убийство в романе "Код да Винчи" Д. Брауна. Но оно лишь толчок к развитию сюжета. И в конспирологическом романе вообще может не быть преступления, по крайней мере, в классическом виде. Завязкой сюжета здесь является тайна и возникающее у героя подозрение, что случившееся с ним происшествие, случилось не просто так, что за странностями в его жизни кто-то стоит могущественный. А дальше автор разбрасывает по тексту, намёки, знаки, случайности, которые только подтверждают крепнущее подозрение. И если это чувство подозрения удаётся вызвать и у читателя, то его интерес к произведению обеспечен.

Я могу выделить три типа сюжетов в конспирологических романах.

1. Герой расследует странное происшествие и приходит к мысли о существовании какого-то тайного заговора. Цель героя — вывести всех на чистую воду, например, сдать полиции или написать журналистскую статью. Это помимо чисто познавательного интереса и погони за разгадкой тайны. Такой сюжет встречается чаще всего, например, Б. Акунин «Азазель»; Д. Браун «Код да Винчи». Этот тип романа ещё иногда называют конспирологическим детективом.

-3

2. Герой оказывается в ситуации, когда он должен найти какую-то вещь (артефакт, рукопись, древнее место силы и т. д.) или пропавшего человека. Но, оказывается, в этом герою противостоят какие-то тайные силы, обладающие скрытой властью: хранители, адепты тайного ордена, сеть заговорщиков и т. д. (Т. Эгеллан «Хранители завета»; У. Эко «Пражское кладбище»).

3. Герой сам является частью этого тайного общества, и автор вместе с читателями разгадывает тайну ведущего персонажа. Иногда в начале книги герой и сам этого не знает, но из-за какого-то события возникает то самое подозрение. В третьем варианте персонаж может стараться вырваться из тайной среды или, напротив, пройти посвящение, а потом и вовсе возглавить общество. (Д. Быков «Списанные», В. Сорокин трилогия «Лёд»).

Герой

В отличие от детективного жанра, в конспирологическом герой, как правило, не является профессиональным следователем. Правда, у Б. Акунина в «Азазель» Фандорин как раз следователь, но расследует он не столько странное самоубийство, сколько тайну, с ним связанную.

Герой одержим тайной, поэтому подозревает всех и вся. И часто его подозрения оправдываются.

Он интеллектуал, что позволяет ему видеть тайные древние знаки в разных вещах, связывать события реальности с какими-то историческими фактами и т. д.

-4

Несмотря на то что конспирология всегда связана с тайными обществами, герой романа — одиночка, своими знаниями он ни с кем не делится, потому что это опасные знания. В крайнем случае с ним рядом верный напарник или напарница.

Именно поведение главного героя, его подозрительность, на первых порах напоминающая паранойю, подогревает интерес читателей и создаёт ощущение тайны.

В чём главная сложность конспирологического романа

Конспирологический роман может иметь «оттенки» разных жанров: детектива, мистики, фантастики, исторического и приключенческого. А лучше всё вместе, сочетающееся в увлекательный микс. И, понятно, не всем удаётся сочетать разные жанры так, чтобы книгу было интересно читать, а читатель запутался в сюжете, ровно настолько, насколько это нужно автору.

Это важное, но не главное. Главное в том, что хороший конспирологический роман предполагает работу автора с историческими источниками, с разными, в том числе альтернативными, историческими теориями. Автор в рамках своего сюжета, должен многое знать и подать это так, чтобы у читателя возникло ощущение реальности происходящего и в настоящем героя, и в далёком прошлом, с которым возникают таинственные связи. Иногда исторические события разных эпох в романе так переплетены и связаны с современностью, что без глубоких знаний автору со своей задачей было не справиться.

Вот это и есть главная тайна хорошего конспирологического романа — автор должен быть прекрасным знатоком истории, современных реалий и виртуозом в литературном творчестве, чтобы подать свои знания в форме увлекательного сюжета. Сочетание это редкое. Причём подать приключения героев надо так, чтобы читатель был не в состоянии отличить реальную историю от альтернативной.

-5

Можно, конечно, уйти полностью в фэнтези и рассказать о тайном обществе в вымышленном мире, но это не так интересно, на мой взгляд. Какие из прочитанных мной конспирологических романов я считаю лучшими? «Хранители завета» Тома Эгеллана и «Код да Винчи» Дэна Брауна. Если у вас есть, что посоветовать почитать из романов этой тематики, то пишите в комментариях.