Только ленивый не говорит сейчас о пользе интервального голодания и голодания при онкологических заболеваниях. Специалисты и псевдоспециалисты ссылаются на нобелевского лауреата и его исследования аутофагии при голодании. Я прочитала несколько популярных книг на эту тему. Волосы встают дыбом.
В 2016 году японский ученый Ёсинори Осуми получил нобелевскую премию по физиологии в области медицины за открытие механизмов аутофагии. Сам феномен открыли задолго до этого, в первой половине прошлого столетия. Ёсинори наблюдал за формированием аутофагосом в клетках дрожжей. Он менял условия внешней среды дрожжей и смотрел в микроскопии, как формируются аутофагосомы, и какие белки отвечают за процесс аутофагии в дрожжевых клетках. Он также исследовал, как влияет на выживание отсутствие аутофагии у дрожжей с генетическими нарушениями.
Самое важное, что Ёсинори не описывал аутофагию у высших млекопитающих, он не описывал механизмы голода у человека. Если мы почитаем работы Ёсинори, мы увидим описание аутофагии у дрожжей и упоминания о вакуолях, но они присутствуют только в растительных клетках.
Аутофагия – это способность любой живой клетки формировать внутри себя аутофагосомы, пузырьки с содержимым, ограниченные тонкой мембраной. Содержимое аутофагосом – это фрагменты клетки, части поврежденных митохондрий, ретикулума, аппарата гольджи, фрагмент ядра и пр. Эта аутофагосома очень подвижна и она способна сливаться с лизосомой, передавая ей фрагменты белков для дальнейшей переработки.
Задача аутофагосом – «отвезти» все содержимое, которое они изолировали, в лизосому. Лизосома – это специфическая органелла клетки, которая занимается лизированием, разрушением. Лизосома также ограничена мембраной. Внутри нее очень кислая среда. Лизосома - центр переработки мусора и бактерий, попавших в клетку. Фагосома доставляет содержимое в лизосому, сливается с ней, а лизосома все это переваривает, расщепляет белки на аминокислоты, и в клетках появляются свободные аминокислоты для синтеза белка.
Аутофагия может быть запущена в результате голода. Например, клетки могут так переживать нутриентный голод. Это способ, с помощью которого гликоген (полисахарид) достается из клетки. Появляется глюкоза для митохондрий.
Жировые капли также могут изолироваться внутри клетки, перерабатываться и использоваться в дальнейшем. Мы видим механизм постоянного сложного ремонта клетки.
Человек - это многоклеточный организм, а не клеточная культура дрожжей. Аутофагия поддерживает гомеостаз внутри клетки. Дрожжи – это одноклеточные организмы, и у них изменение внешней среды влияет на состояние клетки в целом. А внешней средой управляет наблюдатель. У человека внешняя среда для клетки является внутренней средой организма. И сознательно мы не управляем процессами, которые являются внешней средой клетки. Я сейчас не знаю, какой у меня сахар. Постоянство внеклеточной среды поддерживается без нашего сознания.
Аутофагия включается за счет иммунного ответа и множества других факторов. Например, гормон глюкагон увеличивает частоту лизосом, которые уже содержат в себе аутофагосомы. Глюкагон выделяется животными в ответ на снижение глюкозы в кровеносном русле. Глюкагон стимулирует аутофагию.
При шаперон-зависимой аутофагии белки-шапероны (белки-няньки) обнаруживают поврежденный белок, транспортируют его в аутофагосому, а она отправляет на лизирование. Так внутри клетки может запускаться процесс аутофагирования. И чем больше стрессоров, тем активнее происходит аутофагия.
Если падают аминокислоты во внеклеточной среде, тогда клетка будет разрушать белки внутри себя. Если падает сахар, и повышается концентрация гормона глюкагона, то клетка будет разрушать гликоген внутри себя, чтобы получить энергетические субстраты. А если падает уровень углеводов и жирных кислот, поступающих в клетку, то клетка будет разрушать белки и все что есть для того, чтобы получать субстрат для энергии.
Поймите, не каждый голод – это прекрасный способ запустить аутофагию. Эффекта голода для клеток не будет, если вы в стрессе, или функциональном голоде (когда вы что-то едите, но белков в организм не поступает). Потому что в этом случае растет кортизол, а на фоне высокого кортизола печень будет разрушать гликоген и ваш сахар.
Сколько бы вы ни ели хлеба, плюшек и каши, структурного материала там крайне мало. Кортизол будет повышаться, это и есть функциональный голод. Мы уверенно растим инсулин, а высокий инсулин блокирует аутофагию. Клетки не способны адаптироваться к функциональному голоду.
Мы говорим о клетках, у них есть пул белка, который и используется. А как же ткани? В тканях под действием того же кортизола разрушаются мышцы, гладкая мускулатура, волосы, сосуды, стенка сердца. Никакой аутофагии не может быть при таких условиях, потому что в промежутках голода сахар крови зашкаливает, инсулин стабильно высокий. Зато происходит истощение и разрушение структуры тела. Инсулин и глюкагон зависят не от голода. Вы можете вообще не голодать, а часто есть, но у вас может запускаться аутофагия, если снижен инсулин. Необходимо длительное полное непотребление углеводов для того, чтобы накопленные запасы глюкозы вышли.
Питаясь интервально, вы можете вместо аутофагии получить обвал здоровья, мышц, волос, кожи, внутренних органов и сердечно-сосудистой системы.
Включать аутофагию при голодании можно и без голодания)) На низкоуглеводном типе питания, например. Я говорю о кето-диете. Кетоз запускает тотальную аутофагию. Кетоз – это использование жиров в качестве энергетического метаболита, это то, что предусмотрено для выживания млекопитающих. В кетозе поддерживается разумная аутофагия. Если вы потребляете достаточно белка, ваши органеллы разрушаться в большом объеме не будут.
Избирательная аутофагия включает постоянное обновление органелл (митохондрии, пероксисомы и др.) и разрушение патогенов. Эта форма аутофагии запускается рецепторами, которые распознают целевые структуры и запускают аутофагию для поврежденных структур.
Голод может быть белковым, тогда разрушаются белковые структуры. Может быть жировой голод, когда внутри клетки мало жиров, и разрушаются мембраны органелл, клеток или липидные капли (в адипоцитах, в клетках печени). Способ разрушить липидные капли в печени (при неалкогольной жировой болезни печени) – это не ограничить потребление липидов, а ограничить потребление сахара. Даже голод сам по себе этого не ограничивает. Промежутки голода вас просто уничтожат. Но об этом никто не говорит. Зато говорят о том, что 16 часов голода запускает аутофагию, и все ненужные белки уйдут.
Если аутофагия продолжается достаточно долго, будет повреждено избыточное количество митохондрий, и такая клетка будет нежизнеспособной. Если при аутофагии клетка «съела» половину митохондрии с целью получить аминокислоты, мы понимаем, что она их лизировала, и другие митохондрии использовали это как источник энергии. Но митохондрий стало в 2 раза меньше, энергетической жизненной емкости клетки стало в 2 раза меньше. И если не обусловлены процессы синтеза, количество митохондрий станет критически низким. А при истощении надпочечников, процессов синтеза не будет.
Объем фосфолипидов тоже конечен. Ученые предполагают, что мембрана аутофагов формируется из эндоплазматического ретикулума, а он тоже не бесконечный. Если процесс происходит агрессивно, можно терять клетки, и однажды вы уже не сможете поддерживать жизнеспособность.
Если вы сидите на диете, а потом заедаете все сахаром, вы можете не рассчитывать на обновление клеточных структур. Инсулин блокирует клеточное обновление.
Можно сколько угодно говорить об аутофагии при голодании, но при разрушении собственного белка и отсутствии белка в питании вы придете к истощению. Привет, старость, дряблая кожа и букет патологий.