Много-много лет назад еще в прошлом веке на людных улицах Москвы и Питера (тогда еще Ленинграда) работали фоторепортеры. Они выхватывали из толпы интересные лица, нажимали на кнопочку обычных фотоаппаратов Зенит, ФЭД. Эти фотографии потом использовались в качестве иллюстраций в печатных изданиях или для портфолио фотографа. А еще репортер выдавал бумажечку с почтовым адресом. Можно было написать запрос, указать дату, место съемки, и через дней десять тебе по обычной почте в конверте (электронной почты тогда не было) присылали напечатанные черно-белые фотографии с логотипом фотографа или студии. Совершенно бесплатно.
Фото выше сделано в Москве. Я очень хорошо помню, что впереди меня уверенно вышагивали две девицы. В какой-то момент, увидев человека с камерой, они приосанились и просто поперли в кадр. Я замедлила шаг и отвернулась, чтобы не мешать настоящим фотомоделям урвать свои секунды популярности. Но репортер пропустил девиц в импортных блестящих плащах, с ярким макияжем и модными химическими завивками, а ловил камерой меня. Девицы остановились и возмутились: почему она? Действительно, что во мне такого притягательного? Zero make up, старые джинсы, свитер грубой вязки, рюкзак, нетипичное для модели лицо. "Вы не просто идете, вы размышляете, вы сомневаетесь и думаете. Мне нравятся такие модели," - ответил фотограф.
А на фото ниже Питер, осень. Мы, студентки, поехали на экскурсию. Гуляли по Невскому, фотограф вёл объективом нашу веселую компанию.
Рядом со мной девушка Вика: яркое бирюзовое пальто, длинные серьги, палантин на плечах, сапоги-ботфорты, загадочная улыбка Джоконды. Короче, эффектная женщина . Я чуть отошла в сторону, чтобы не мешать красоте заполнять кадр. Но от Вики только рукав. Вика удивилась, улыбка съехала в недовольный подбородок. "Вы, наверное, ошиблись",- пытаюсь сгладить я ситуацию и обращаюсь к фотографу. "Сфотографируйте мою подругу", -прошу я. "Она такая красивая и эффектная". Фотограф улыбается: "Да, красивая, но я ищу естественных и динамичных моделей как вы".
Всё понятно, некрасивая, зато динамичная. Уже неплохо. 😆😆😆 Я тогда не поняла как к этому относиться: это комплимент или утешение? 🤣🤣🤣🤣
За 30 лет технический прогресс ушел далеко: высокоточная оптика, фоторедакторы, тематические студии, формат ТФП, файлообменники, онлайн альбомы.
Однажды я получила сообщение: "Хочу пригласить вас в качестве модели на фотосессию. Тема: танго, страсть".
Мне немало лет, динамика уже не та, у меня совсем немодельная внешность, даже естественность не поможет. 😂 Я танцую танго на самом примитивном уровне. Спокойно, без страстей и близких объятий. Держу дистанцию. Во всех смыслах. Еще помню ощущения от оценок уличных фотографов. У меня слишком много "НЕ" для такой тематической сессии.
"Нужно красное или черное платье,"-между тем уверенно говорит фотограф Светлана. Звучит как команда. Приказы не обсуждают, я подчиняюсь и приезжаю в назначенный час в условленное место.
Светланы много: на ней длинное безразмерное платье-балахон, у нее крупные черты лица, большие очки. Когда она говорит, то ощущение, что слышишь не одну ноту, а глубокие аккорды оргАна в костёле.
Обычно я не терплю, когда мной командуют. И уж тем более я не марширую под знаменами уверенных и безапелляционных дам. В творческом процессе я всегда активно "вставляю свои пять копеек", могу заупрямиться и сказать, что мне это не нравится и я не буду этого делать. Но в этот раз молчу как мышка и делаю то, что скажет Светлана. Почему? Наверное, потому что есть люди, в профессионализме которых не сомневаешься, им сразу доверяешь, без лишних вопросов.
Съемка на улице. Никаких замыленных интерьеров и сладеньких декораций. Индастриал и грубый лофт. Переодеваться приходится тут же, на улице. Светлана встает передо мной и раскидывает руки. Она как ширма отделяет два мира: там где я и только два цвета, красное и черное, и там, где обычные люди- прохожие, посетители соседнего кафе, наблюдающие за процессом.
Я выхожу из-за спины Светланы в красном платье. "Что мне делать?"-послушно спрашиваю я. Светлане нужен цвет и мой взгляд. Всего-то? Никто не поправит в кадре мою прическу и не будет размахивать кисточкой по лицу? (Я видела это не раз в бэкстейдж роликах). Не-а. Я же не красавица Синди Кроуфорд, за мной не будет носиться армия гримеров и стилистов.
Никаких софитов и направляющих свет зонтиков- только вечернее солнце. Не слышно банальных фраз режиссера: "Да, да, детка, больше страсти, работай, детка, камера любит тебя". 🤣🤣🤣🤣.
Это ТФП- тайм фор принтс. Ты бесплатно позируешь, фотограф делится с тобой фотками бесплатно. Ты ему свое время и цвет платья со взглядом, он тебе- кадры. Бартер. Всем удобно.
У меня было всего два часа свободного времени. Светлана предупредила: максимум два образа, больше не успеем отснять. Мы справились меньше, чем за час. Больше и не надо. Just enough. Just in time.
Светлана звонит вечером и сообщает: "Ой, все фото получились! Молодец! Отработала на 5+!"
Я не работала. Я же не профессиональная модель. Встала у бетонной стены заброшенного цеха и начала танцевать. Я не смотрела в камеру. Она сама ловила меня и фиксировала мой взгляд. А лицо, линии рук и тела- это отражение того, что ты чувствуешь внутри.
Когда-то у меня была наставница по танцам девушка Катя.
Это юное создание знало секрет счастья. Она расправляла мои плечи, заставляла поднять подбородок и говорила мне, взрослой женщине 50+: "Просто будь красивой девочкой". Двадцатилетняя Катя убедила меня: "Нам, девочкам, можно всё, в том числе делиться своими переживаниями, и чтобы все непременно видели".
Я не работаю на камеру. Я думаю, переживаю, сомневаюсь. Такой у меня сейчас в жизни период. ( А были другие? Нет.) А Светлана просто случайно увидела меня и как профессионал нацелила на меня свое орудие производства- камеру. Хотя с тех пор как я стала заниматься танцами, я точно знаю, что в жизни не бывает ничего случайного.