На самом деле немного утрирую.
Пока я очень медленно продвигаюсь по чтению «Сто лет одиночества» и полностью сконцентрировалась на этом романе, расскажу вам о двух книгах, которые прочла несколько лет назад. Оба этих романа необычны, и что интересно, оба связаны с темой кинематографа. Благо у меня сохранились записанные впечатления о них сразу после прочтения, поэтому есть чем поделиться не только спустя время.
Начнем с «Дома листьев» Марка Данилевского. Одно время эта книга была довольно популярна (в наших узких кругах), примерно тогда я и поняла, что тоже не могу пройти мимо.
Завязка сюжета – есть документальный фильм, снятый известным фотокорреспондентом в доме, в который они недавно переехали с семьей. В этом доме происходят весьма странные вещи (неожиданно). Не менее странный старик повествует нам об этом фильме, размышляет о возможности его существования. Еще более странный (извините, другое слово не подбирается) парень – Джонни Труэнт делает комментарии к тексту самого старика. Согласитесь, сюжет интригует.
Но мало того, что в книге начинает происходить много необычного (поскольку мы будем следить за действиями этого фильма), так еще и сам текст меняется по ходу чтения. Покажу, как это выглядит на картинке ниже. Сейчас пишу и вспоминаю ту жутковатую атмосферу чтения, передать ее автору явно удалось.
Огромное количество сносок, необычно расположенный текст – все это затягивало и отталкивало одновременно. Мне хотелось разобраться, но и хотелось просто читать, а не разгадывать ребусы на каждой странице.
После прочтения осталось намного больше вопросов, чем ответов. До сих пор не знаю, что думать и как относиться к этому роману. Возможно стоит посмотреть какие-то лекции на этот счет, думаю, что-то должно найтись на просторах интернета. Если вы читали, то обязательно поделитесь впечатлениями! По данным livelib роман прочли 1286 человек, а это не мало.
А вот второй роман прочли всего 366 человек (по данным того же livelib), хотя я помню, что его довольно громко анонсировали, поскольку переводом занимались Алексей Поляринов и Сергей Карпов (те же, кто переводил «Бесконечную шутку» Дэвида Фостера Уоллеса).
Две недели я читала роман «Муравечество» Чарли Кауфмана, но это точно стоило того.
Немного сюжета – главный герой Б. (именно с его мыслями мы будем на каждой странице книге) по большей части кинокритик знакомится с человеком, снявшим фильм, длящийся 3 месяца (!). Этот человек умирает, а Б. надеется прославиться за счет этого шедеврального фильма, но по неким обстоятельствам фильма больше нет, он утерян. Наш Б. пытается восстановить утерянный фильм за счет своих воспоминаний, и тут начинается самое интересное. Повествование ветвится, и тебя постоянно переворачивает с ног на голову как на диких аттракционах. Будто бы оказываешься во сне Чарли Кауфмана и не можешь проснуться, пока не дочитаешь. Двойники, клоуны, муравьи, чего и кого только тут не будет.
Для меня самым приятным было то, что книга пропитана иронией. Местами есть ощущение, что ты не понимаешь, что происходит, но хочется читать дальше, а не бросить и забыть весь этот бред.
И все же последнюю сотню страниц казалось, что этой книги слишком много. По итогу советовать я не решусь, но если вам хочется чего-то экспериментального, то можете попробовать, скучно точно не будет. Думаю, автор романа Чарли Кауфман известен многим как сценарист фильма "Вечное сияние чистого разума" и не только.
Вот такие необычные романы есть в моем читательском опыте. Расскажите, что самого необычного (для вас лично) вы читали когда-либо? Я с интересом послушаю! И, конечно, если читали "Дом листьев" или "Муравечество", то дайте знать!