Здесь богатая история переплетается с причудливыми легендами, а уникальные памятники культуры соседствуют с самыми современными архитектурными решениями. Если вы еще не знакомы с этим удивительным местом, исправляем ситуацию! Добро пожаловать в парк «Кузьминки».
🎧 Некогда читать? Листайте картинки и слушайте: аудиогид по парку доступен на Яндекс.Музыке:
Там, где сейчас раскинулся Кузьминский лесопарк – на берегах реки Чурилихи, – первые поселения появились много веков назад. Археологи обнаружили удивительные для Москвы находки: остатки жилой постройки XIII века, а именно – фрагменты печи и каменно-глинобитных конструкций. Исследования показали, что съедобных грибов, корней и ягод здесь хватало, а рыбы, птиц и зверей водилось в избытке. Вот и тянулись люди обживать богатые и плодородные земли.
В XV-XVII веках территории принадлежали Симонову и Николо-Угрешскому монастырям. Как раз тогда местность стали называть Кузьминками: по преданию, стояла в поле мельница, где мельником работал некий Кузьма. Вот в документах и записали что-то вроде «Кузьминская пустошь». В начале XVIII века земля перешла во владение промышленного магната и финансиста Григория Дмитриевича Строганова: Петр I подарил ему монастырские угодья в благодарность за поддержку армии и флота.
После кончины Строганова хозяйкой Кузьминок стала его жена Мария Яковлевна, а затем их сыновья. Они же затеяли большую стройку: возвели господский дом с хозяйственными постройками и храм Влахернской иконы Божьей Матери. Храм был деревянным и спустя время серьезно пострадал при пожаре. В конце XVIII века на месте деревянной постройки появилась новая – каменная, в стиле раннего классицизма. В храме хранилась семейная реликвия рода Строгановых – Влахернская икона Божией Матери.
Влахерны – бывший пригород столицы Византии Константинополя. А Влахернская икона Божией Матери входит в число тех старинных икон, авторство которых предания приписывают сподвижнику Апостола Павла – евангелисту Луке. Икона изначально хранилась на родине евангелиста в Антиохии, а затем была перенесена в Иерусалим, а уже оттуда – в Константинопольский пригород, где и получила свое название.
Как же святыня оказалась в семье русских промышленников? Константинопольский патриарх подарил ее русскому царю Алексею Михайловичу, а тот, в свою очередь, вознаградил за верную службу Строгановых. Со временем вокруг господского дома и церкви разрослось село, которое так и стали назвать – Влахернское.
Революционные годы не пощадили святое место: здание использовалось как автобусная станция, дом отдыха, общежитие и даже ветеринарная лаборатория. Чудом уцелевшую раритетную икону сначала отправили в Успенский храм в Вешняках, а потом в Третьяковскую галерею. Там она хранится и сейчас.
Полуразрушенный храм бережно восстановили. Вы найдете его в глубине парка, на пересечении улиц Кузьминская и Старые Кузьминки. Ориентиром будет остановка общественного транспорта «Кузьминский парк».
В 1757 году на внучке Григория Строганова и единственной полноправной владелице Кузьминок Анне Александровне Строгановой женился князь Михаил Михайлович Голицын. Усадьба перешла к роду Голицыных и дивно похорошела: в следующие 20 лет под руководством архитектора Ивана Петровича Жеребцова был реконструирован господский дом с флигелями, построены пристани и конюшни.
При супругах Голицыных усадьба превратилась в благородное дворянское гнездо. В XVIII – начале XIX века в русле реки Чурилихи обустроили каскад прудов: Верхнего и Нижнего Кузьминских, Шибаевского и Щучьего.
Был разбит чудесный пейзажный парк: по образцу Павловского парка близ Санкт-Петербурга. В Кузьминках появились 12 лучей – 12 аллей, отходящих от круглой площадки-поляны. Тогда же на поляне была установлена статуя Аполлона. Сейчас ее уже нет – не сохранилась. А вот 12 аллей по-прежнему на месте: в северной части Кузьминского лесопарка. Удобнее всего зайти туда со стороны улицы Чугунные ворота.
Кстати, улица названа так неспроста – когда-то на этом месте действительно располагались чугунные ворота, через которые въезжали в имение.
Расцвет Кузьминок пришелся на первую четверть XIX века, когда усадьба перешла к сыну Михаила Голицына – Сергею Михайловичу. Семейная жизнь сложилась для него неудачно, и он с головой ушел в создание своего детища – «рая на земле», которым видел любимое Влахернское. Кстати, название «Кузьминки» Сергей Михайлович Голицын не любил, считая его слишком просторечным.
Архитекторы, приглашенные в свое время Голицыным-отцом, не меняли сложившуюся, оставшуюся от Строгановых планировку, а только перестраивали отдельные здания или сооружали новые. Голицын-сын позвал в Кузьминки швейцарского архитектора, основателя знаменитой архитектурной династии Джованни Баттиста Жилярди. Тот привел своего талантливого отпрыска Доменико, «гения русского ампира». Он уже с блеском восстановил многие знаковые столичные здания, пострадавшие от пожара Отечественной войны 1812 года.
А сейчас представьте себе… Прекрасный летний день, чистое голубое небо. Приятная зелень подстриженных лужаек. Спокойная гладь живописных прудов. На берегу стоит величавый дом с колоннами, рядом — изящная белоснежная церковь. Ухоженные песчаные дорожки, по которым прогуливаются гости из города... Здесь чувствуется размах, соединённый с безупречным вкусом и образцовым порядком. Такой предстаёт усадьба Кузьминки на гравюрах XIX века...
По проектам Доменико Жилярди в 1820-30-х годах были построены визитные карточки парка – Конный двор и Музыкальный павильон. Они расположены у Верхнего пруда прямо напротив главного дома.
Конный двор включал в себя конюшни, сараи для карет и фуража, а также флигели, замкнутые в П-образном каре.
Музыкальный павильон был центром Конного двора и своеобразной сценой, на которой выступал оркестр голицынских крепостных, по праздничным дням развлекавший гостей. Павильон обладал великолепной акустикой. Вход в Музыкальный павильон украшают чугунные скульптуры «Укротители коней». Это копии статуй Петра Клодта, созданных в 1841 году для Аничкова моста в Санкт-Петербурге.
Под руководством Жилярди в «Кузьминках» построили великолепные павильоны и беседки, оранжерею, ванный домик, кухню, перестроили флигели господского дома. К 40-м годам XIX века усадьба стала изысканным архитектурно-парковым ансамблем, гармонично соединившим в себе русский ампир, романтизм и европейский гламурный стиль бидермайер.
По правую руку от Конного двора, между Верхним и Нижним прудами, расположен белоснежный двухэтажный дом. Он был построен на фундаменте бывшей мельницы, той самой Кузьминской, от которой парк получил название. Когда-то там располагались жилые помещения, а сейчас работает кафе.
Если перейти на другой берег от Конного двора, мы увидим гроты. Один называется Трехарочным, потому что имеет три арки-входа. Второй – Большой одноарочный. Они появились в XVIII веке после строительства Парадного двора. Когда выравнивали землю, образовался откос на берегу пруда, куда хорошо вписались искусственные земляные пещеры.
В 1917 году усадебный комплекс национализировали, и более чем на 70 лет здесь прописался Институт экспериментальной ветеринарии. Увы, его сотрудники мало заботились о сохранении уникальной архитектуры и природы вокруг. В то же время, именно благодаря институту «Кузьминки», удалось защитить исторические границы от массовой жилой застройки и в общих чертах сохранить первоначальную планировку. Большой урон нанесла парку Великая Отечественная война: на территории усадьбы рыли окопы, сооружали землянки, размещали танковые войска… Восстановление началось только в 1990-х годах, и продолжается по сей день.
«Кузьминки» давно отошли от музейного формата. Сегодня это современный и комфортный городской парк. Например, недалеко от главного входа со стороны улицы Юных Ленинцев, сосредоточены активности на любой вкус. Тут и скейтпарк, и мобильная библиотека, и лазертаг, и столы для пинг-понга.
Есть даже бельчатник – место, где можно понаблюдать за жизнью пушистых грызунов. Они здесь активные и очень дружелюбные.
А еще в парке расположен уникальный музей: он называется «В тишине». Здесь на 60 минут можно добровольно погрузиться в полный вакуум и научиться слышать глазами, говорить руками, общаться эмоциями. По отзывам гостей, ощущения очень сильные и необычные.
Музей находится в западной части парка, рядом с развлекательно-спортивным кластером.
А еще летом в парке проходит фестиваль «Арт-пристань» – по его задумке, художники превращают старые лодки в настоящие арт-объекты. Работы на фестиваль отбирают по конкурсу: желающие присылают эскизы, жюри выбирает 20 самых интересных, а потом победителям выдается лодка-холст и баллончики с краской.
Разукрашенные лодки стоят в парке до конца сентября: их можно отыскать у центральной площади, на склоне и берегу Шибаевского пруда и на аллее, которая ведет к водоему.
🔥 Понравилась экскурсия? Ставьте лайк и подписывайтесь на наш Дзен-канал, а также на наш канал в Telegram! А вот полный аудиогид по районным паркам Москвы на Яндекс.Музыке:
Вам также может понравиться: