В этой статье я намеренно не рассматриваю такие культовые фильмы, как "Бриллиантовая рука", "Кавказская пленница", "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы...", "Служебный роман"... Хотя некоторые из культовых всё-таки в этот мой список попали - но я хочу главный упор сделать на тех лентах, которые не самые "топовые", может быть, но очень любимы лично мной. А вы можете свои списки составить.
Два момента.
1. Статья будет достаточно длинной - но я надеюсь, вы этого даже не заметите.
2. Деление по местам в рейтинге условное - на самом деле, все фильмы любимы одинаково. Ну, почти)
15. "Предсказание". Вообще, постсоветские фильмы Эльдара Рязанова неоднозначны. Как по идеям, так и по художественному воплощению. Например, "Старые клячи" или "Карнавальная ночь-2", на мой взгляд, откровенно слабы. Во всех отношениях.
А вот "Предсказание" меня почему-то цепляет. Хотя ничего там вроде такого нет: действующих лиц мало, юмора тоже, сюжет вроде не очень правдоподобный. Даже фантастический. Но, наложенный на тяжёлый дух 90-х годов, даёт неожиданный эффект. А дух времени передан хорошо, честно - и режиссёром-сценаристом, и актёрами, и композитором Андреем Петровым. И меня этот фильм цепляет больше, чем предыдущие "Небеса обетованные", хотя там и целое созвездие актёров, и динамика, и юмор, и драматургия, и всё сделано мастерски. А вот.
- Вы должны будете совершить публичное самосожжение на Красной площади.
...
- Скажите, друг мой, а почему бы вам самому не совершить этот героический поступок?
- Потому что это будет не тот резонанс...
14. "Ширли-Мырли". Владимир Меньшов снял сам всего 5 фильмов. Но почти все из них стали народными, разошлись на цитаты. Да, "Ширли-Мырли" - это не "Москва слезам не верит" и не "Любовь и голуби". Это, как и "Предсказание", детище 90-х, когда всё было зыбко и страшно. И передать дух того времени с юмором - это нужно было суметь. Меньшов сумел. Равнодушных к этому фильму нет. Кто-то его ругает, но большинство всё-таки любит и пересматривает.
— Не забывает, как только отсидит — сразу же к маме.
— Хорошего сына воспитала, дай Бог каждому.
- Тётя мама, скажи ты мне, как на духу, как русский человек русскому человеку... Фактически я что, Изя Шниперсон?
- На предыдущем допросе вы, гражданка, показывали, что сиську двое просило...
- Теперь вы понимаете, почему мы поднимаем лозунг «Русские, долой с исконно цыганской земли — от Тихого Океана до Балтики!»?
13. "12 стульев" Марка Захарова. По поводу "Стульев", "Бендеров" и "Кис". Выложив статью "12 стульев": Гайдай или Захаров?", я узнал из откликов, что:
- большинство любит именно фильм Гайдая
- но лучший Бендер - это Сергей Юрский
- а вот лучший Киса - всё-таки Анатолий Папанов.
Я уважаю оба фильма. Ну, точнее, три, если брать ещё "Золотого телёнка" Михаила Швейцера. А люблю именно фильм Захарова. И это навсегда.
- Киса! Я давно хотел Вас спросить как художник... художника: Вы рисовать умеете?
— Это и есть ваш мальчик?
— Мальчик… Разве плох? Кто скажет, что это девочка, пусть первым бросит в меня камень!
12. "Андерсен". И снова возвращаюсь к постсоветскому Эльдару Рязанову. Режиссёр снимал это кино, когда ему было уже под 80. Уже не было в живых соавтора и друга Эмиля Брагинского, композитора Андрея Петрова. И Рязанов уже сознательно снимал "Андерсена" как свой последний фильм. И я начинал его смотреть с некоторой опаской: не будет ли это ещё одним холостым выстрелом, как это, увы, случалось с мастером, не раз в 90-е и 2000-е (не буду называть эти работы). Но - ничего подобного: фильм смотрится на одном дыхании, прекрасное и созвучное соседство молодых актёров с "зубрами". Достойная точка в кинокарьере мастера.
— Прости меня.
— Я все-таки не жалею, что поцеловал тебя в детстве. Ты искупил свою вину на земле тем, что страдал и не озлобился. Твои творения вселяли добро в души людей и люди отплатили тебе любовью и почитанием. Я прощаю тебя.
— Спасибо!
— Но ты дурак, Андерсен, что прошел мимо такого чуда, как любовь женщины. Тут я тебя, как мужчина, не одобряю.
11. "Август Восьмого". Очень сложно снимать историко-политические фильмы на современном материале. Легко скатиться в пафос, книжность, некую деревянную плакатность. А вот Джаник Файзиев смог снять кино зрелищное, душевное и нисколько не поучающее. Снял по-настоящему красивую и мощную картину, хотя речь там идёт о тяжёлых событиях - "пятидневной войне" 2008 года в Южной Осетии. Точнее, эти события идут как бы фоном истории главной героини, которая не очень устроена в жизни, ей трудно с сыном, трудно с обретением своей второй половинки. Собственно, драма женщины и её обретение себя и смысла жизни и показаны - на фоне драмы общественно-политической. Светлану Иванову увидел впервые как главную героиню и полюбил навсегда.
- Я не могу умирать. Мне нельзя. У меня там сын...
- Ребята, сколько же вам должны платить за такую работу?
- Пока немного платят. Чтобы не зазнавались.
- Тёма, что случилось?
- Здесь Мраковласт был.
- А где папа?
- Мраковласт всех убил...
- А если не будет приказа?
- Это значит, что Цхинвал и окрестности уже территория Грузии...
10. "Брат-2". Ну, тут и разворачивать даже нечего. Просто несколько любимых цитат:
- Слышь, а кто это?
- Салтыкова!
- А звать как?
- Борис.
- Не, её?
- Сэнкью вэри мач!.. Вот уроды!
- Вы мне, гады, ещё за Севастополь ответите!
- Вот скажи мне, американец, - в чём сила?
9. "Легенда № 17". Фильм, начиная с которого я для себя открыл имена Николая Лебедева и Данилы Козловского. С которыми ещё встречусь в "Экипаже" (но о нём позже).
- Когда ты найдешь то, что полюбишь по-настоящему, ты сам удивишься, сколько всего ты сможешь.
— Анатолий Владимирович, ну согласитесь, не самый важный матч для сборной..
— Неважных матчей не бывает.
— Он же чуть не остался без глаза!
— Ничего, у него второй есть.
8. "Каникулы строгого режима". Книгу-первоисточник я не читал (те, кто читал - напишите, как вам). И не знаю, стоит ли. А вот фильм Игоря Зайцева давно стал для меня родным. Умно, смешно, динамично, душевно. Местами трогательно, местами страшно. По-нашему, в общем.
- Здесь чёрт - это сказочный персонаж. А петух - птица, символ свободолюбивой Франции...
- Ну и как там, в Чечне?
- Шугняк.
- Тревожно.
- Я так и знала. Газеты врут всё...
7. "Метро". Знаю, что этот фильм тоже снят по книге, но не читал. И, если честно, не планирую. Потому что мне ближе герои, сыгранные Сергеем Пускепалисом (светлая ему память!), Анатолием Белым, Светланой Ходченковой, Алексеем Бардуковым, Екатериной Шпицей, Еленой Пановой, Анфисой Вистингаузен, Кириллом Плетнёвым. Смотрится на одном дыхании и хочется возвращаться к фильму снова. Опять-таки – очень точно расставлены акценты: на первом месте живые человеческие характеры, а катастрофа – как бы фоном. Ну, и ещё плюс фильму (для меня) – одну из главных ролей там сыграло именно наше, самарское метро. Приятно.
- Опять помадка… Пап, а ты можешь сказать своим пациентам, чтоб дарили тебе бутерброды?
- Хороший хирург в районной больнице… Фантастика!
- Все, мне пора. А то из-за нашей Санта-Барбары все свои тендеры профукаю.
— Вот это я понимаю: жизнь полной ложкой. С одним мужиком спишь, другому названиваешь… Все тебя любят, все детей от тебя хотят…
— Ты издеваешься?
— Почему издеваюсь? Я завидую.
6. "Экипаж" (2016). И снова Николай Лебедев. Я уже писал об этом в своей статье: глубоко уважаю оба фильма. Как и Николай Лебедев очень уважительно отнёсся к Александру Митте и спросил у него совет: снимать или не снимать. И даже задействовал Александра Наумовича в крошечном эпизоде. Второй «Экипаж» тоже зрелищный, тоже хорошие актёрские работы и правда характеров – а преимущество перед первым в том, что там больше юмора. И нет «кровавых» семейных разборок (вспомните жену Ненарокова из первого фильма и поймёте).
- Он пилот от Бога. Вот у нас с Вами руки, а у него — крылья. Он такое в кабине вытворяет, я такое не могу.
— Вик, слушай, а ты что в воскресенье делаешь?
— Андрюша, если речь идет о тебе, то в воскресенье и в другие дни я занята.
— Там пожар левого!
— Все под контролем. Успокой людей.
— А как их успокоить?!
— Ласково, ты же мужик!
5. "Движение вверх". Снова Антон Мегердичев, режиссёр «Метро». Собственно, всё по канонам спортивной драмы: команда, борьба двух систем, борьба человека и системы. И вот тут тоже всё решает командный дух: содружество режиссёра, сценаристов, актёров. И – толика благодати свыше, благодаря чему фильм становится шедевром. Таинство, что тут скажешь. А ведь… несмотря на накал страстей, в картине нет ни одного отрицательного персонажа. Даже «противный» герой Башарова всё равно человек, и искренне радуется успеху. И американцы тоже показаны людьми, хоть и соперники. И очень тонко, но сильно передан дух дружбы народов, которая действительно существовала в СССР. И про которую стоит помнить – для лучшего будущего.
— Когда я играю, в Литве все улицы пустые.
— Когда он играет, в Белоруссии вообще выходной.
- Американцы однажды должны кому-нибудь проиграть. Я подумал — лучше нам. Для американцев это, по крайней мере, будет не позорно.
- Ребята! У нас три секунды, вагон времени, можно выиграть, проиграть и снова выиграть!
- Только характер там свой не показывай!
- Я понял: стулья не ломать, Брежнева не ругать!
4. "Собачье сердце". Классика. И это я сейчас именно про фильм. Для меня тот самый случай, когда экранизация сильнее первоисточника. Даже если это классик. Это надо суметь. Звёзды сошлись, иначе не скажешь. Евгений Евстигнеев, Владимир Толоконников, Роман Карцев, Борис Плотников, Нина Русланова, Ольга Мелихова, Анжелика Неволина, Алексей Миронов. Замечательный пёс Карай. Музыка Владимира Дашкевича – тоже одна из главных героинь. Фильм давно разобран на цитаты.
— И где же я должен принимать пищу?
— В спальне!
— Очень возможно, что Айседора Дункан так и делает. Может быть, она в кабинете обедает, а в ванной режет кроликов. Может быть. Но я — не Айседора Дункан. Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! Передайте это общему собранию.
— Ну и что же он говорит, этот ваш прелестный домком?
— Вы его напрасно прелестным ругаете!
— И, Боже вас сохрани, — не читайте до обеда советских газет.
— Гм… Да ведь других нет.
— Вот никаких и не читайте.
— Мы к вам, профессор, вот по какому делу! Мы, управление нашего дома, пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома!
— Кто на ком стоял?! Потрудитесь излагать ваши мысли яснее.
3. "Самая обаятельная и привлекательная". Сюжет ведь донельзя простой. И в принципе понятно, что у Нади всё должно быть хорошо. Но какой ансамбль! Хотя и это ничего не решает – немало у нас таких картин, где тоже звезда на звезде, но в итоге кино пролетает мимо. А здесь… Да ну сами же знаете. И опять – ни одного отрицательного героя.
- А кто из вас позволяет себя любить?
- Я, конечно! Что я дура, чтобы любить сама?
- А что, любить плохо?
- Всё зависит от того, какой смысл ты вкладываешь в это слово.
- Самый обыкновенный. А что есть ещё?
- Сколько хочешь.
- Смотри-ка, в джинсы уже облачились самые отсталые слои населения.
- Ты что, с Урала?
- Первый раз вижу дрессировщиков, у которых нет ананасов.
- Ну нет у нас ананасов!
2. "Моонзунд". Замечательный фильм Александра Муратова. У нас мало фильмов снято о Первой мировой войне – долгое время тема была полузапретной. Иначе как «империалистической» её не называли. Но ведь и в этой войне русские люди проявляли героизм и мужество, и как! И перед лицом врага по ту сторону линии фронта. И перед лицом некогда своих, превратившихся во врагов. И тогда, когда кажется, что всё уже безнадёжно. Прекрасные актёрские работы Олега Меньшикова, Владимира Гостюхина, Николая Караченцова, Людмилы Нильской, Юрия Беляева, Владимира Ерёмина и других. И снова тот случай, когда фильм сильнее книги (одноимённый роман Валентина Пикуля).
— Выпейте, Артеньев. В конце концов, жить нам с вами осталось несколько минут, глотните напоследок.
— Смерть, как и рождение, есть акт возвышенный. Пить не буду.
— Это же грех — человека-то на смерть толкать...
— Во-первых, грех заключается в другом — в измене Отечеству.
— Вот что я тебе скажу, дорогой Дыбенко. Либо ты у меня насидишься в тюрьме, либо быть тебе на моем месте!
— Так точно! Мы способны и на то, и на другое!
- Я не против вашей революции. Но я против разгильдяйства, которое вы прикрываете её именем. Почему, когда я говорю, что палуба грязная, и её нужно драить, вы устраиваете митинг – убирать или не убирать?! Ненавижу ваше словоблудие!
1. "Из жизни начальника уголовного розыска". Поставил этот фильм на первое место в своём рейтинге. Потому что он не принадлежит к числу «топовых», но сделан классно, и я его пересмотрел не один десяток раз. Фильм делают в первую очередь Кирилл Лавров и Леонид Филатов, но и другие актёры прекрасно дополняют: Елена Проклова, Наталья Фатеева, Юрий Чернов, Александр Пашутин, Леонид Харитонов, Игорь Ливанов, Михаил Жигалов. И ничуть не уступают маститым дядям и тётям дети – Саша Продан (Коля) и Наташа Гонтар (Аня). Притом, что фильм вовсе не детский. Любимая моя роль Леонида Филатова.
— Учти, я не один.
— Ну я вас потом посчитаю...
- Но воровать надо честно…
— О-о-о... Даже рыбы подохли.
— Галдели они слишком.
- Что ты хотел мне сказать?
- Ничего я не могу тебе сказать. Рад бы – да не могу. Тебе – не могу!
На этом позвольте откланяться. Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад вашим откликам в комментариях. И вашим собственным рейтингам любимых фильмов (наших).
Читайте также: