У заметки о фильме «Меня зовут Арлекино» (https:/...85) оказалось без малого 130 тысяч читателей и почти двести комментариев.
Оказалось, что этот перестроечный хит остался в памяти у многих зрителей / читателей. Да оно и понятно: среди трех миллионов читателей канала «История кино» треть (33%) по возрасту старше 55 лет, а 31% находится в возрастном диапазоне от 45 до 54 лет, то есть 64% аудитории - живые свидетели и действующие лица так называемой «эпохи перестройки» второй половины 1980-х…
Естественно, каждый из них находился при этом в своем социокультурном поле: одни жили в условиях, похожих на жестокий мир фильма «Меня зовут Арлекино», другие – вне этого мира.
Отсюда и нешуточный спор между
1) теми зрителями/читателями, которые посчитали «…Арлекино» правдивым, и
2) теми, кто и сейчас убежден в его маргинальности.
Вот мнения аудитории первой группы:
- «Меня потряс в свое время этот фильм..."Ночной экипаж", "Роковая ошибка", "Куколка", "Авария, дочь мента", "Асса", "Игла" - правдивые фильмы о том, как мы, молодые, жили в перестроечное время.... и страшно порой было от этой безысходности» (Светлана).
- «Снималась правда, …, а в совке реальная была серая убогая безысходная жизнь. … У нас в деревне в провинции было еще более жестоко, чем в фильме показано. Беспробудные пьянки, драки, наркоманов в начале 1980-х до фига. … Поэтому в фильме еще цветочки только показаны. Мы прошли полный уровень выживания. Это сейчас из-за планшетов стало более спокойно, как многие перешли жить в виртуальный мир» (Е. Соловьев).
- «Фильмы - отражение жизни. А жизнь с началом перестройки началась ужасная! Начался всплеск всеобщей агрессии! Жить стало страшно! А молодежь какая жуткая стала с середины 1980-х, это вообще кошмар! Современная молодежь тоже не идеальная, но та, которая была во второй половине 1980-х - это нечто!» (Л. Шейнкарь).
- «Я школу в 1990 году закончила, … и многое, из того, что показано в фильме, видела сама. Я не говорю, что все показанное правда, я сказала, что точно передано ощущение безысходности» (Светлана).
А вот мнения аудитории второй группы:
- «Для нас эти фильмы были почти шоком - ничего подобного в нашей жизни не было. Грязь, чернуха, пошлость и примитивная грубость - все это было, как мне кажется, воспалённой выдумкой режиссера со сценаристом» (И. Серегин).
- «Я в перестроечные годы тоже был молодым парнем с рабочей окраины. Но на эти фильмы смотрел, как на какой-то паноптикум, потому что ничего даже близко похожего в реальной жизни не видел» (С. Седов).
- «Я тоже был в это время молодым, но почему-то ни гопником ни панком не был, да и ничего такого суперплохого в перестроечное время я не видел, наоборот - было ощущение "глотка свободы", которое потом, в 1990-е, разбилось об суровую реальность тех лет» (О. Макаров).
- «Нормальная жизнь была в провинции на момент выхода фильма. А на то, что показывали в кино, мы смотрели с удивлением: чего бесятся с жиру гоблины? По-другому было все у нас» (В. Назаров).
- «Я 1964 года рождения. В восьмидесятые училась, работала, на жизнь не жаловалась и ни с чем подобным не сталкивалась. Наверное, не по тем компаниям ходила. Да и вокруг меня такого не было» (С. Трофименко).
- «Помойное кино второй половины 1980-х - это тоже вклад нашей киношной интеллигенции в развал всего и вся. Я 1964 года рождения и никакой безысходности в свои 20 лет не ощущал, учились, работали, создавали семьи, радовались жизни. А накопать грязи можно где угодно» (В. Милахин).
Итак, спор о фильме «Меня зовут Арлекино» показал, что затронутые в нем проблемы до сих пор актуальны для аудитории среднего и старшего возраста, а сама лента всё еще разделяет зрителей/читателей на две противоположные по жизненным взглядам группы…
Александр Федоров, киновед