В психологической практике, да и в обыденной тоже, мы часто встречаемся с ситуацией, когда человек испытывает стыд и неудобство при рассказе о своих, как ему кажется, нехороших поступках. Тогда такому человеку проще рассказывать не от своего имени, а об якобы "знакомом", "друге", который замещает его собственную фигуру.
Согласитесь, что вы были участником подобного поведения? Разве что могли быть разные роли... Вы, как слушатель или рассказчик?
Так почему бы тогда в подобных случаях не использовать, такой прекрасный инструмент психотерапии, как сказка? Ее преимущество в том, что это:
1) Законченное произведение, если давать отсылку к гештальту;
2) Возможность говорить не от своего имени, что уменьшит стыд, тревогу и стеснение клиента;
3) Позволяет перевести часть бессознательных переживаний в сознательные, отсылку знаете сами :)
С начала XXI века, в рамках арт-терапевтического метода психотерапии, специалисты все чаще обращаются к сказкотерапии. Психолог дает задание клиенту интерпретировать сюжет готового произведения или же придумать и рассказать сказку самому, как более сложный, продвинутый уровень. И в том, и в другом сценарии рассказчик будет вести повествование исходя из своего личного опыта, чувств, мыслей и комплексов. Нам, как психотерапевтам, это может быть крайне полезно в определении паттернов поведения, устойчивых мыслей и реакций на конкретные события.
Чаще всего в рассказе сказки доминируют несколько сюжетов - противоборство протагониста и антигероя (как правило речь будет идти о себе самом), путешествие героя и его подвиги и обладание неким магическим предметом. Каждый из этих сюжетов уже очень показателен в характеристике личности автора, не говоря уже о внутреннем содержании...
Как только произошел отбор ситуаций, эмоциональных и чувственных реакций и автоматических мыслей внутри повествования или интерпретации сказки, психолог может работать уже в известной схеме-таблице "ABC", известной не только внутри КПТ сообщества.
Таким образом, сказка может помочь нам в анализе автоматических мыслей, а следовательно и в поиске промежуточных и глубинных убеждений, с которыми уже мы знаем как работать. Не всегда легко отследить автоматические мысли, особенно когда клиент не стремится выполнять большой объем домашних заданий. А данную работу можно проводить непосредственно на сеансе.
Коллеги, если у кого есть подобный опыт терапии, делитесь :) Что находили интересного?
Автор: Ким Никита Олегович
Психолог, Клинический КПТ-терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru