В книгах о Гарри Поттере очень сильна архетипика персонажей.Герои, мудрецы, тени, воительницы - в центральных персонажах саги ярко проявляется та или иная направленность.
Поэтому сегодня я хочу поговорить о двух полярных и сильнейших женских архетипах - Мать и Лилит.
Про архетипику
В литературе, как и в жизни, не встретишь "чистого" представителя того или иного архетипа. Важны акценты и, скажем, "количество" архетипа в человеке.
Например, Гарри - носитель ярко выраженного архетипа "Герой". А Дамблдор - "Мудрец". Это не значит, что Гарри в отдельных ситуациях не может вести себя как шут, а Дамблдор забывать про свою мудрость и делать глупости. Представителей чистых архетипов можно встретить разве что в сказках или мифах, потому что там - не просто персонажи, а собирательные образы.
О том, что носитель архетипа не всегда поступает соответственно ему, нужно помнить.
Также нужно помнить, что архетип Матери для Джоан Роулинг очень важен, и это заметно по книгам. Её матери - Нарцисса, Молли, Тонкс, Лили - это смелые и жертвенные женщины, готовые ради своих детей на всё. Мать в Поттериане - практически священный образ. Наверное, потому, что Джоан сама потеряла свою маму, когда писала книги. А ещё Джоан - сама мать.
В общем, архетип Матери в ГП - это нечто особенное. А значит, и противоположный ему архетип Лилит приобретает особенное значение.
Архетип Матери
Его иногда ещё называют архетипом Евы, но, если мы говорим о ГП, называть его архетипом Матери более правильно, так как речь идёт именно о матерях.
Это те женщины, для которых самое главное - их дети и семья. Можно сказать, семья и дети - это ось, вокруг которой вращается жизнь. Главные отличительные черты Матерей - жертвенность, гибкость, заботливость, внутренняя теплота и эмпатия. Но при этом опасность, угрожающая семье или ребёнку, превращает заботливую тёплую женщину в тигрицу, способную превзойти собственные умения и возможности. Мать, ощутившая угрозу семье/ребёнку, способна буквально на всё.
В Поттериане женщины, имеющие детей, такими и показаны. Молли, Лили, Тонкс и даже Нарцисса - все они и гибкие, и жертвенные, и тёплые ровно до того момента, как их ребёнку что-то угрожает.
Да, я считаю, что в Нарциссе тоже есть внутреннее тепло и эмпатия, свойственные архетипу Матери. Просто мы не видим её в ситуациях, когда она может это показать.
Архетип Лилит
Лилит - это сторона женственности, обратная материнской. Ей характерна агрессия, напористость, самостоятельность и ориентация на собственные интересы. Лилит опасна и притягательна, она не ограничивает себя семьёй и домом, а врывается в мужской мир и начинает диктовать там свои условия.
А ещё...
Лилит бездетна. Да, потому что, родив ребёнка, она уже встаёт на грань между Лилит и Матерью. Бездетность Лилит принципиальна. Особенно в произведениях с сильной архетипикой. Женщина, отказавшаяся от ребёнка, дурно его воспитывающая или жестоко с ним обращающаяся, не становится Лилит, она становится негативной проекцией Матери.
В Поттериане самая яркая носительница архетипа Лилит - Беллатриса Лестрейндж. Её признаки есть и в МакГонагалл, и в Амбридж, и даже немножко в Джинни, но проявляются не так ярко.
А вот Беллатриса - практически чистая Лилит. Она агрессивна, сильна, притягательна. Она вращается в мужском мире (Пожиратели), где высоко поднимается за счёт своей силы и агрессии. Пожалуй, единственное, что отличает Беллатрису от чистой Лилит - её преданность мужчине.
А теперь о Беллатрисе и материнстве
Архетип Матери в Поттериане почти что свят. И это - одна из причин, по которой я считаю, что никаких детей у Беллатрисы быть не могло. Она - Лилит, она - убийца и Пожирательница смерти, сделать её матерью значит разрушить архетипику Поттерианы. Пойти против изначальной концепции материнства, заложенной Роулинг.
Поэтому для меня "Проклятое дитя" - не более, чем фанфик. Даже не слишком хороший. Я читала и получше.
А вы что об этом думаете?