39,5K подписчиков

Фанера на бреющем полёте. Исторический криминальный триллер из Парижа.

1,2K прочитали

("Банды Парижа", Apaches, 2023, Франция)

А вот и вторая картина нового экстравагантного художника от мира французского кино Ромена Киро подъехала!
Не помните такого?
Ну как же - тот самый Ромен Киро! Ну тот, который снял для нас пару лет назад взбалмошный и недорогой, но стильно и визуально симпатичный "
Последний день Земли" с Жаном Рено и Хьюго Бекером (второй присутствует и в "Бандах Парижа").

- Мсье Горбатый? Я вам маляву от мсье Фокса принес! - Вы обознались, мсье. Горбатый у нас в соборе Парижской Богоматери в колокола звонит.
- Мсье Горбатый? Я вам маляву от мсье Фокса принес! - Вы обознались, мсье. Горбатый у нас в соборе Парижской Богоматери в колокола звонит.

По-прежнему не помните такого мсье режиссера?
Ай, ладно, да это и неважно. Ведь для знакомства с новым творением Ромена знать его предыдущую работу необязательно. Ибо за последнюю пару лет фантастика стала Киро решительно неинтересна. Ни в каком поджанре, даже под условно-реалистичным соусом какой-нибудь бруталити-антиутопии. Видимо, попросту надоела - бывает и такое, вон матерый фантаст
Ридли Скотт не даст соврать.

А интересует теперь Киро - внезапно! - такое криминально-историческое явление Парижа конца 19-го - начала 20 века, как "апаши". То есть бандитские группировки, что обозвались в честь заокеанских индейцев-апачей (с учетом французской фонетики) и изобрели собственную маргинальную культуру: жаргон, моду, татуировки, традиции, идеологию, песни, танцы и т. п.. Иными словами - этакие "псевдоидейные" шпана и гопники, любившие выдавать творимые ими грабеж и насилие за благородный протест против буржуазии и социальной несправедливости. Типа мы такие же безбашенные, дерзкие и свободолюбивые, как индейцы - ну те самые, которых мы в синема́-театре видели, епта! Поэтому к нам не подходи, а то зарежем! Хотя, если мы сами к тебе подойдем, то всё равно зарежем, потому что мы по жизни правы, а ты априори всегда нам должен!
Знакомая публика, не правда ли?

Художник  Атас Шансонов. "Сонька Золотая Ручка меняет погоняло на Сломанная Ручка". Гипс, открытый перелом, шьорт побьери.
Художник Атас Шансонов. "Сонька Золотая Ручка меняет погоняло на Сломанная Ручка". Гипс, открытый перелом, шьорт побьери.

Как бы то ни было, все эти "преданья уголовной старины глубокой" натолкнули Киро на мысль снять нечто в духе "Банд Нью-Йорка" Скорсезе. Разумеется, с поправкой на скромный бюджет и отсутствие кинозвезд дикаприевой величины. Зато с таким же сюжетом "Вырасту и всем вам, гадам, отомщу!", кровавым жесткачем и антисанитарной романтикой городских подворотен.

Сыграть "в Мартина Скорсезе" у Ромена Киро вышло, мягко говоря, неоднозначно. И на каждый весомый плюс "Банд Парижа" в них, к сожалению, отыщется столь же увесистый минус.
Говорите, у Киро по-прежнему замечательная "картинка", насыщенная слегка облагороженным "под графический роман", но суровым историческим колоритом?
Есть такое. Вот только главная героиня, бывшая зечка Билли (Алис Исааз), которой мы вроде бы должны сопереживать, не вызывает ни малейшего сострадания с первых сцен, когда она была еще подростком. Ведь уже тогда она демонстрировала немотивированную жестокость, пыряя "просто так" невинных людей (!) заточкой, а после 20-летней отсидки в тюрьме ее нрав тем паче не улучшился.

Говорите, смотрятся "Банды Парижа" эффектно и стильно, а их саундтрек весьма ухоприятен?
Есть такое. Однако в здешней музыке зачем-то присутствуют анахронизмы середины 20 века, а развязка и финал сюжета скатываются в гормонально-истерический пшик-бардак, напрочь аннулирующий все предыдущие мотивы и поступки Билли. Такое ощущение, что картину завершал уже не Киро, а какая-то эмоционально неуравновешенная любительница мелодрам, которой вдобавок недоплатили за работу.
И так далее... Говорите, мол, вот это и это у Киро сделано хорошо? Есть такое. Зато вот это и это вызовет у вас в лучшем случае недоуменные вопросы, а в худшем - тьфу-ты-блин-реакцию. И чем ближе к концу, тем всё чаще.

Какие огромные пустыри, оказывается, есть в центре Парижа! Зато теперь ясно, где у них расположены взлетно-посадочные полосы для легендарной фанеры.
Какие огромные пустыри, оказывается, есть в центре Парижа! Зато теперь ясно, где у них расположены взлетно-посадочные полосы для легендарной фанеры.

История в "Бандах Парижа" вполне себе уголовно-шансонная. Прямо так и хочется спеть ее гнусавым голосом под гитару, но у меня нет ни того, ни другого - а жаль, иначе поржали бы тогда.
Вот мини-банда уличных малолеток Парижа 1880-х - туповатый Трюкач, умная девочка Билли и маленький Полли, - занимается банальным грабежом. Не брезгуя попутно ни "порезать фраера", ни устроить отвлекающий бедлам с человеческими жертвами - например, обвалить где-нибудь строительные леса
с гастарбайтерами. При этом все трое живут в прекрасных грёзах надыбать однажды столько денег, чтобы их хватило на пароходные билеты до Америки.
Увы, но взрослая "крыша" салажат - те самые апаши, - отбирают у них почти всю добычу, оставляя им гроши на чисто пожрать, и то не каждый день.

Как бы то ни было, но однажды удача им улыбнулась - удалось утаить от апашей неплохой "улов". Вот только до билетной кассы детишки не дошли, поскольку были-таки пойманы обманутой "крышей", унижены, а Трюкач и вовсе грохнут апашеским главарём Хесусом. При этом его убийство повесили на Билли, и она отъехала за решетку на долгую 20-летку. А Полли... он куда-то пропал, хотя, конечно, по ходу действия непременно ещё объявится.

И вот на французском дворе наступил знаменательный 1900-й год - год Всемирной выставки в Париже и освобождения из тюряги Билли. Которая - кто бы сомневался! - все эти годы, лежа на нарах, расчёсывала себе мечты дожить до свободы и отомстить проклятым апашам. И за Трюкача, и за несбыточную Америку, и за свою загубленную в неволе молодость и отчасти зрелость. Тем более, что, по граф-монте-кристовым законам жанра, повзрослевшую Билли никто сегодня не узнавал, и она могла выдавать себя за кого угодно. Хоть за уличную торговку собственным телом, хоть за американку, что вернулась с Дикого Запада и желала теперь подикарствовать в Европе.
А поскольку апаши, при всем их нахрапе и кровожадности, оказались легковерными, как детсадовцы... Короче, одна тварь быстро нашла с другими общий язык, втерлась к ним в доверие - и понеслась Билли по парижским криминальным колдобинам. Почти как в детстве, только теперь уже по-взрослому, по-апашески...

"Е***утое создание!" - реакция любого нормального зрителя после знакомства с этим "ангелочком", чей невинно-сопливый вид маскирует довольно кровожадные наклонности.
"Е***утое создание!" - реакция любого нормального зрителя после знакомства с этим "ангелочком", чей невинно-сопливый вид маскирует довольно кровожадные наклонности.

***

В общем, зря Ромен Киро не стал совершенствоваться, как режиссер-фантаст, а ударился в спорные криминально-исторические эксперименты. Которые в его исполнении напоминают дворовую блатную песню в устах очкастого выпускника консерватории. То бишь вроде бы и поется всё складно, и в такт, но диссонанс между текстом и певцом бросается в глаза и уши: старательно, да, но всё равно что-то явно не то.
Вот и стильные "
Банды Парижа" смотрятся не без удовольствия, но полны стольких внутренних противоречий, что после них остается жалость о напрасно потраченном времени. И мысль, что уж лучше бы вместо них я пересмотрел "Видока: Охотника на призраков" с Венсаном Касселем - там хотя бы герой правильный, харизматичный и крутой, а не то неврастенично-кровожадное недоразумение, как у Ромена Киро.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):