39,6K подписчиков

Видок: Охотник на призраков

9,3K прочитали

(L'Empereur de Paris, 2019, Франция)

Да простят меня поклонники "Видока" 2001 года (реж. Питоф), но Венсан Кассель в этой роли рвёт Жерара Депардье как тузик грелку. В смысле, как свирепый бойцовый пёс - большую и толстую грелку.
Да простят меня поклонники "Видока" 2001 года (реж. Питоф), но Венсан Кассель в этой роли рвёт Жерара Депардье как тузик грелку. В смысле, как свирепый бойцовый пёс - большую и толстую грелку.

Жан-Франсуа Рише - режиссёр-рецидивист. В том смысле, что до этого он уже снял кино про одного знаменитого французского преступника Жака Мери́на - "Враг государства №1", - с Венсаном Касселем в главной роли. И вот Рише опять за своё: а нате-ка, говорит, историю про другого не менее знаменитого французского преступника Эжена Франсуа Видока в исполнении, как думаете, кого? Тоже Венсана Касселя, ясен пень, кого ещё-то! Разве только тот Мери́н бурагозил в Париже в середине 20 века, а Видок - в начале 19-го. Да и преступником он был не всю свою жизнь, а лишь первую её половину. Тогда как во вторую сам активно охотился на бывших собратьев по ножу и топору, встав у истоков нынешнего Главного управления национальной безопасности Франции (Sûreté Nationale).

О том, как Эжен Франсуа сумел так ловко на лету переобуться, и повествует нам в своей новой картине любитель крутых криминальных замесов Рише.

- Слышь, дед! Спроси у толстого, это не он ли, случаем, у Тарантино в "Бесславных ублюдках" играл?
- Слышь, дед! Спроси у толстого, это не он ли, случаем, у Тарантино в "Бесславных ублюдках" играл?

Нелишне сразу уточнить: в отличие от приближенного к документальной реальности, "Врага государства №1", "Охотник на призраков" снят в более художественно-игровом ключе. Но, к счастью, не в авангардном, каким был "Видок" с Жераром Депардье незабвенного Питофа. В отличие от него, Рише не увлекается разглядыванием волос в ноздрях актеров, перенасыщая картину крупными планами. А также не выжигает зрителю глаза адским монтажом и не заигрывает с мистикой, заставляя Видока гоняться за всякой демонической хренью. "Охотник на призраков" - классическая авантюрно-приключенческая история, что могла бы выйти из-под пера самого Александра Дюма, если на то пошло. Разве что с поправкой на современные требования к жестокости и натурализму.

Впрочем, на Видока-преступника нам тоже дадут поглазеть. Минут этак десять, пока он тянет свой последний тюремный срок. Закончившийся, как и многие другие его срока́, эффектным побегом. После чего Эжен Франсуа долгое время мотался инкогнито по Европе, пытаясь заниматься коммерцией и держаться подальше от преступного мира (по версии авторов фильма). Однако, во время очередного приезда в Париж, Видок был случайно разоблачен местным бандитским отребьем. Которое, получив от него приветственных звездюлей, не придумало ничего умнее, как пойти и от огорчения сдать конспиратора в полицию.

Зрение вас обманывает: никакой он не привокзальный бомж, а один из криминальных авторитетов Парижа, между прочим!
Зрение вас обманывает: никакой он не привокзальный бомж, а один из криминальных авторитетов Парижа, между прочим!

"Ах, вот вы как, значит, со старым корешем!" - вскипел Эжен Франсуа, когда узнал, по чьей наводке его загребли. И, удрав в очередной раз из-под ареста, решил доказать, что французское правосудие относится к нему слишком уж предвзято. А заодно - поквитаться со скурвившимися обидчиками, поймав их и тоже передав в руки закона. Само собой, не за просто так, а с требованием о полной его, Видока, амнистии.
Но в полиции тоже чай не дураки сидели. Увидев такие впечатляющие результаты раскрываемости, законники не бросились радостно жать Видоку руку и списывать с него все грехи прошлого. "Мы подумаем над твоей просьбой, - ответили они. - А ты покамест сделай так, чтобы мы повторно в тебе не разочаровались. То есть не сиди без дела, а продолжай очищать улицы Парижа от сам-знаешь-кого!".

И-эх, и чего не сделаешь ради амнистии! Ладно, хоть на короткий поводок Эжена Франсуа полиция не посадила и под ногами у него не путалась. Поэтому ничто не помешало ему рекрутировать себе банду... вернее, группу помощников и начать крестовый поход против уголовного сброда. А тот при виде столь неслыханной дерзости объявил в свою очередь войну новорожденному Sûreté Nationale. И хоть, как я и писал, эта история будет слишком "дюма-образной" версией биографии Видока, тем не менее срежиссирована она по всем канонам драматургии. И лишний раз доказывает, что режиссер-криминалист из Рише получился выше всяческих похвал.

Согласитесь, были в эпохе дымного пороха свои стиль и очарование.
Согласитесь, были в эпохе дымного пороха свои стиль и очарование.

***

В общем, неожиданно крепкий и достойный исторический боевик, вписанный в реалии Франции времён Наполеона I (камео императора, разумеется, будет). Да ещё с крышесносным Венсаном Касселем, которого опять упаковали в его коронное амплуа циничного негодяя. Разве что на сей раз воюющего на стороне закона, но по-жесткому, без чрезмерного благородства и сантиментов. И пусть сюжет у "Охотника на призраков" не идеален и обыгрывает немало мелодраматических клише, но, "чёрт возьми, Холмс", слишком уж редко снимаются нынче за бугром столь мастерские костюмированные фильмы, чтобы их пропускать. Поэтому тоже мотайте себе на ус, зарубите на носу и возьмите новую картину Рище на карандаш - он, Кассель и Париж вас за это не забудут!

Трейлер фильма: