Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как связаны бедность и конкурентоспособность

Считается, что дети обеспеченных родителей с детства получают хорошее образование и определённые навыки для благополучного будущего. В бедных семьях ребёнок лишён многого, начиная с игрушек, базовых вещей и заканчивая возможностью заниматься в секциях, посещать кружки, часто по причине дефицита денег или времени. Тем не менее в истории немало случаев, когда дети, выросшие в нищете, добивались великолепных результатов в бизнесе, политике, искусстве, медицине. Что даёт им силы идти вперёд и развиваться, несмотря на трудности?

Про навыки

В одной семье растёт мальчик Саша, который учится в элитной школе, посещает секцию плавания, робототехники, занимается с репетитором математикой и мечтает стать архитектором. У его родителей есть все атрибуты благополучной жизни, поэтому он мало задумывается о том, откуда берутся деньги и как их зарабатывают. Другой мальчик по имени Денис помогает маме присматривать за младшими братьями и сёстрами пока она работает, поэтому он не может заниматься спортом и посещать кружки. У него нет даже игрушек, а гуляет он только с друзьями во дворе, где они сами придумывают развлечения и учатся общаться. Один мальчик получает хорошее образование, то есть базовые навыки, а другой, из бедной семьи, развивает гибкие навыки: коммуникативные способности, креативность, эмпатию, умение договариваться и т. д.

Практика показывает, что гибкие навыки в современном мире более предпочтительны, чем базовое образование. В ситуациях, когда понадобится найти нестандартное решение, знания Саши окажутся бесполезными. И наоборот, навыки Дениса позволят обойти систему и получить результат. Так кого из двух ребят будет больше ценить работодатель? Ответ очевиден.

Про мотивацию

Конкурентоспособность включает множество разных аспектов, и одним из них, пожалуй важнейшим, является мотивация. В реальности случается и так, что мальчик Саша и получает лучшее образование, и проходит хорошую школу жизни, что делает его конкурентоспособным во всех направлениях. При поддержке семьи он приобретает набор благ для взрослой жизни: квартиру, машину, высокооплачиваемую работу. А Денис, который с детства был лишён возможности удовлетворять базовые потребности, пытается наладить быт и карьеру самостоятельно.

Здесь стоит заметить, что мотивация предполагает награду за результат. Каждый человек самостоятельно определяет ценность этого вознаграждения. Соответственно, чем выше цена, тем больше мотивация. А теперь попробуем предположить, что может мотивировать Сашу из обеспеченной семьи и что Дениса из бедной. Очевидно, что ценности этих людей будут кардинально различаться.

Пока один будет думать о том, как построить свой бизнес на деньгах родителей, другой будет «драться» за возможность расти по карьерной лестнице и зарабатывать на машину, квартиру и другие атрибуты благополучной жизни, о которых в детстве он только мечтал. С этой точки зрения Денис более мотивирован, чем Саша, у которого и так уже всё есть для счастливой жизни.

Условия конкурентоспособности

Итак, у самостоятельного и зрелого Дениса есть всё, чтобы конкурировать, но по факту оказывается, что Саша при поддержке родителей всё равно живёт лучше. Всё потому, что у него другие внутренние установки, заложенные воспитанием, другие стратегии поведения, иной уровень развития личности. Таким образом, для того чтобы ребёнку из бедной семьи стать конкурентоспособным, необходимо менять мышление, прорабатывать детские травмы, формировать сильное окружение и работать над своими внутренними качествами. А ещё – снижать уровень тревожности и избавляться от негативного отношения к жизни.

Автор: Марина Александровна Байдюк
Психолог, Супервизор, Психоаналитик Кризисный психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru