Глава 22 распадается на три раздела, говорящие о нечистоте Иерусалима и народа Иудеи. Первый раздел (ст. 1-16) представляет собой обвинение города в грехах кровопролития, идолопоклонства, прелюбодеяния и притеснения. Он также содержит Божий приговор, что изгнание и рассеяние неизбежны. Второй раздел (ст. 17-22) говорит о горниле (Божьем суде), в котором город будет очищен. Как огонь выжигает примеси из руды, так и Божье наказание сожжёт нечестивых. Третий раздел (ст. 23-31) открывает злодеяния всего населения Иудеи, включая руководителей, священников, князей и пророков. Не нашлось праведных душ, способных спасти город. Конец Иерусалима предрешён. Примечательно повторение таких слов как “кровь” и “кровопролитие” (ст. 2, 3, 4, 6, 9, 12, 13, 27). Он заслуживает суда, потому что стал “городом кровей”.
ОБВИНЕНИЕ ГОРОДА
“И было ко мне слово Господа: «И ты, сын человеческий, хочешь ли судить, судить город кровей? Выскажи ему все мерзости его. И скажи — так говорит Господь Бог: О город, проливающий кровь среди себя, чтобы наступило время твоё, и делающий у себя идолов, чтобы осквернять себя! Кровью, которую ты пролил, ты сделал себя виновным, и идолами, которых ты наделал, ты осквернил себя, и приблизил дни твои, и достиг годины твоей. За это отдам тебя на посмеяние народам, на поругание всем землям. Близкие и далёкие от тебя будут ругаться над тобою, осквернившим имя твоё, прославившимся буйством. Вот начальствующие у Израиля, каждый по мере сил своих, были у тебя, чтобы проливать кровь. У тебя отца и мать злословят, пришельцу делают обиду среди тебя, сироту и вдову притесняют у тебя. Святынь Моих ты не уважаешь и субботы Мои нарушаешь. Клеветники находятся в тебе, чтобы проливать кровь, и на горах едят у тебя идоложертвенное, среди тебя производят гнусность. Наготу отца открывают у тебя, жену во время очищения нечистот её насилуют у тебя. Иной делает мерзость с женой ближнего своего, иной оскверняет сноху свою, иной насилует сестру свою, дочь отца своего. Взятки берут у тебя, чтобы проливать кровь; ты берёшь в рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, и Меня забыл, — говорит Господь Бог. И, вот, Я всплеснул руками Моими о корыстолюбии твоём, которое обнаруживается у тебя, и о кровопролитии, которое совершается среди тебя. Устоит ли сердце твоё, будут ли тверды руки твои в те дни, в которые буду действовать против тебя? Я, Господь, сказал и сделаю. И рассею тебя по народам, и развею тебя по землям, и положу конец мерзостям твоим среди тебя. И сделаешь сам себя презренным в глазах народов, и узнаешь, что Я Господь»” (Иез. 22:1-16).
Стихи 1, 2. “Хочешь ли судить... город кровей?” — спрашивает Бог у Иезекииля (ст. 2). Он поручает Иезекиилю работу судьи и обвинителя, говоря: “Выскажи ему все мерзости его”. Иезекииль уже имел свидетельство против города, будучи очевидцем четырёх мерзостей, упомянутых в главе 8. Теперь ему поручается дать против Иерусалима свидетельские показания и затем объявить приговор за его грехи.
Стих 3. Если возможно вообще говорить о “святом городе”, то это мог быть только Иерусалим. Он должен был служить для других народов ярким примером того, чего Бог хотел от Своего народа, и тем не менее это был город, проливающий кровь. Имея Моисеев закон, пророков и славную историю, Иерусалим обладал всеми преимуществами. Что ещё ему было нужно, чтобы оставаться верным городом? Бог удовлетворял все его нужды.
Но вместо святого города он стал “городом кровей” (ст. 2), осквернив себя (ст. 3). Он сделал выбор, противоречивший его интересам, то есть такой выбор, который не служил на пользу ни его будущему, ни его безопасности, ни — и это главное — его отношениям с Богом. В главе 22 перечисляются грехи города кровей: идолопоклонство (ст. 3, 4), неуважение к другим (ст. 7, 8), презрение к родителям (ст. 7, 10), несправедливое отношение к беспомощным (ст. 7, 12), нарушение субботы (ст. 8), сексуальные мерзости (ст. 10, 11), вымогательство (ст. 12, 13) и корысть среди руководителей (ст. 26, 27).
Стих 4. Стихи 4-6 связывают поклонение идолам с кровопролитием. Частью поклонения богу Молоху было принесение в жертву детей, а это значит, что они проливали кровь невинных душ (ст. 16:21; 20:26, 31; 23:37). Однако кровь проливалась и другими способами, включая убийства и насилие. Как супружеская неверность подрывает самую основу отношений между мужем и женой, так и идолопоклонство разрушало отношения между Богом и Его народом. Вместо того чтобы быть славным городом, завистью для всех народов, он стал посмеянием — объектом насмешек и издевательств среди них.
Стих 5. Иезекииль должен возвестить Иерусалиму: “[Люди] будут ругаться над тобою”. Другие народы, близкие и далёкие, знали репутацию Иерусалима. Он мог бы положительно влиять даже на отдалённые места. Но вместо этого он стал известен своей нечестивостью. Город осквернил своё имя и прославился буйством. Вовсе не привлекательное место, чтобы жить там и заводить семью!
Стих 6. Израильские правители, получившие свою силу от Господа, злоупотребляли ею. Каждый, используя преимущество этой силы, употреблял её для злых дел (“чтобы проливать кровь”).
Стих 7. “У тебя отца и мать злословят”. Глагол “злословят” относится не к “начальствующим Израиля” из стиха 6, а к иудейскому народу вообще. Люди нарушали закон, который многократно повелевал им почитать родителей (Исх. 20:12; Лев. 19:3), не обижать пришельца и не притеснять сироту и вдову. Нуждавшиеся в помощи должны были бы иметь возможность ходить за ней в Иерусалим. Но это было то место, где бедные и угнетённые не хотели бы оказаться.
Стих 8. Божьи уставы люди не только игнорировали, но и не уважали. Различные элементы Божьего храма и святыни они считали чепухой, а Божьи повеления о субботах открыто нарушали (не исполняли и отвергали).
Стих 9. Клеветники обосновались внутри иерусалимских стен, чтобы проливать кровь. Ложь и лжесвидетельство как таковые запрещались законом (см. Лев. 19:16); но целью этих клеветников было добиться смертельного приговора невинным людям. Этот грех был двойным злом. В городе отсутствовали целомудрие и честь; для праведных он был небезопасен.
Стих 10. Фраза “наготу отца открывают” говорит о кровосмесительном браке с мачехой, запрещённом в Лев. 18:7, 8. Фраза “жену во время очищения нечистот её насилуют” может говорить о двойном грехе — это не только изнасилование (см. Иез. 18:6; Лев. 18:19; 20:18), но также и связь с “нечистой” женщиной во время её менструации.
Стих 11. Пренебрегая Божьими повелениями о чистоте брака и законом любви, жители Иерусалима часто совершали мерзости прелюбодеяния и кровосмешения. Они были лишены всякой морали, поступали бесстыдно — делали то, что обычно считается немыслимым, исключительно развратным.
Стих 12. “А Меня забыл”, — говорит Бог. Занимавшиеся подобными делами не думали о Боге. Их поведение завело их далеко от Него, Его закона и поклонения Ему. Как и те, кому пророчествовал Иеремия, они забыли Господа, ибо “нет числа дням”, в которые они обращались с людьми не так, как Он заповедал (Иер. 2:32; см. 5:7-9; 6:13; 7:5, 6, 22:3). Вальтер Циммерли говорит:
«Таким образом, становится совершенно ясно, что мы имеем дело с полным перечнем нарушавшихся законов, не с несколькими проблемами, а, в конечном счёте, с одной: они отвернулись от Господа, который всему в жизни даёт свой порядок. В других местах своей книги Иезекииль выражает это более резко, словом то, “возмутиться” (см. 20:8, 13, 21)... В сущности, он стоит на позиции Осии со своим перечнем преступлений в Ос. 4:2 и Иеремии со своим списком в 7:9. У обоих пророков это больше, чем суммирование индивидуальных преступлений. Они оба, а теперь, вместе с Иезекиилем, и трое, хотят обвинить народ в неподчинении всеобъемлющей воле... Народ “забыл” Бога и потому бесчестит Того, кто ждёт от них послушания не в некой скрытой от глаз “духовности”, но во множестве конкретных жизненных ситуаций. В этом усиленном обвинении в грехе, далеко выходящем за рамки Ос. 4:2 и Иер. 7:9, мы видим предельное оттачивание “обвинения”, выдвигаемого Иезекиилем».
Бог видел, как они изощрялись в угнетении других. Они (1) брали взятки и даже наносили увечья и убивали других; (2) брали рост, что было запрещено в законе; (3) брали лихву и (4) “насилием вымогали корысть у ближнего”.
Стих 13. Господь говорит: “И, вот”. Этим Он требует внимания; для Израиля настало время внимательно выслушать. Сейчас Он объявит Своё решение, основанное на свидетельстве против него: Он “всплеснёт руками... о [его] корыстолюбии”. Здесь этот жест должен пониматься как жест отвращения и негодования. Однако громко “хлопнуть в ладоши” Он мог и для того, чтобы разбудить Израиль.
Карл Хауи выделяет в стихах 13-16 три важных момента:
«[1] Во-первых, Господь накажет тех, чьи первостепенные цели — корыстолюбие и кровопролитие. Экономические и моральные факторы влияют на отношение Бога к людям. Господь не станет поддерживать народ, чьим богом является нажива, а единственным моральным законом — вседозволенность. [2] Второй момент ещё более повелителен: “Устоит ли сердце твоё, будут ли тверды руки твои в те дни, в которые буду действовать против тебя?” Опыт подсказывает: нет. Только праведность является источником силы государства; без неё грех подрывает общественный порядок, а безнравственность и двуличие размывают мужество. [3] И, наконец, Всемогущий не оставляет никаких сомнений в том, что Он не может быть и не будет безучастным в этих обстоятельствах, но накажет преступников и положит конец “мерзостям”. Народы будут хулить Его имя, но даже несмотря на это Он пошлёт их в изгнание. Обычно Иезекииль объясняет большую часть Божьих деяний, исходя из того, что Всемогущий хочет любой ценой избежать поношения Своего имени, то есть неверного понимания Своей Личности и замысла».
Стихи 14-16. В этом разделе преобладают глаголы первого лица, перечисляющие, что Бог собирается сделать с Израилем. Бог и раньше предсказывал и теперь возвещает, что рассеет их среди народов и развеет по землям (ст. 15). Идея единого народа, живущего вместе в своей земле, утрачена. Бог открывает причину этого: “[Я] положу конец мерзостям твоим среди тебя”. Единственный способ избавиться от зла — это вырвать его с корнем и отбросить навсегда. Пожары, которые уничтожат Иерусалим, сожгут и языческие капища, возведённые на городских улицах. И снова Бог называет главную причину этого суда: “...и узнаешь, что Я Господь” (ст. 16).
ГОРНИЛО
“И было ко мне слово Божье: «Сын человеческий! Дом Израилев сделался у меня изгарью; все они — олово, медь, и железо, и свинец — в горниле сделались как изгарь серебра. Поэтому так говорит Господь Бог: Так как все вы сделались изгарью, за то вот, Я соберу вас в Иерусалим. Как в горнило кладут вместе серебро, и медь, и железо, и свинец, и олово, чтобы раздуть на них огонь и расплавить, так Я в гневе Моём и в ярости Моей соберу, и положу, и расплавлю вас. Соберу вас и дохну на вас огнём негодования Моего — и расплавитесь среди него. Как серебро расплавляется в горниле, так расплавитесь и вы среди него. И узнаете, что Я, Господь, излил ярость Мою на вас»” (Иез. 22:17-22).
Стихи 17, 18. Бог развивает мысль, обозначенную в стихе 15, что Он “положит конец” мерзостям Израиля. В древнем Израиле обычно очищали металл, расплавляя его и удаляя поднимающуюся наверх изгарь [примесь: Современный Перевод] (см. Ис. 1:22, 25; 48:10; Иер. 6:27-30; 9:7; Зах. 13:9; Мал. 3:2, 3). Когда Бог “расплавит” Израиль, Он не найдёт ничего стоящего: Израиль будет сплошной изгарью! Если когда-то народ был подобен драгоценным металлам, серебру и меди, то теперь стал совершенно бесполезным.
Стих 19. Начиная со слова “поэтому”, Бог делает логический вывод. Как поступают с изгарью? Имеет ли она какую-нибудь ценность или применение? Стоит ли ее хранить? Нет! Поэтому, так как все в Израиле сделались изгарью, Бог соберёт их в Иерусалим, сделав из этого некогда святого города кипящий котёл, в котором сгорят все примеси.
Стихи 20-22. В этом кипящем котле, Иерусалиме, Бог расплавит их (ст. 20). Поскольку Бог уже объявил весь народ изгарью, окалиной, то это кажется излишним. Однако в качестве иллюстрации тщательности Божьего суда — и ради справедливости — Он сделает это. Возможно, в окалине остался кусочек драгоценного металла. Может, кто-то в народе останется, как серебро? К сожалению, единственная “польза” от этого процесса, видимо, состоит в том, что они “узнают, что Я, Господь, излил ярость Мою на вас” (ст. 22). Суд этот придёт не от вавилонских богов.
ГРЕХ ВСЕГО НАРОДА
“И было ко мне слово Господа: «Сын человеческий! Скажи ему: Ты — земля неочищенная, не орошаемая дождём в день гнева! Заговор пророков её среди неё — как лев рыкающий, терзающий добычу; съедают души, обирают имущество и драгоценности, и умножают число вдов. Священники её нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают на различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижён у них. Князья у неё как волки, похищающие добычу: проливают кровь, губят души, чтобы приобрести корысть. А пророки её всё замазывают грязью, видят пустое и предсказывают им ложное, говоря: 'Так говорит Господь Бог', тогда как не говорил Господь. А в народе угнетают друг друга, грабят и притесняют бедного и нищего, и пришельца угнетают несправедливо. Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за эту землю, чтобы Я не погубил её, но не нашёл. Итак, изолью на них негодование Моё, огнём ярости Моей истреблю их, путь их обращу им на голову», — говорит Господь Бог” (Иез. 22:23-31).
Стихи 23, 24. “Ты — земля неочищенная”, — сказано Иудее (ст. 23). Библия часто говорит о земле, осквернённой беззакониями её обитателей (см. 36:17, 18; Чис. 35:34; Втор. 21:23). Иудеи не предпринимали никаких попыток очистить свою землю. Поэтому они не получат Божьего зримого благословения, дождя (ст. 24).
Стих 25. В главе 13 Иезекииль сурово порицал пророков и здесь снова говорит о пророках. В Современном Переводе это “князья”, и потому не совсем ясно, о ком всё-таки идёт здесь речь. Эти пророки (или князья) своекорыстно использовали своё положение, угнетая других и проливая их кровь (“умножают число вдов”; см. Иер. 15:8).
Далее Бог называет все группы израильского общества: “священники” (ст. 26), “князья” (ст. 27), “пророки” (ст. 28) и “народ” (ст. 29) — все они виновны. Здесь мы опять видим требование личной ответственности. Что бы ни делали религиозные вожди (священники и пророки) или политические лидеры (князья), Бог хочет, чтобы народ оставался верным.
Стих 26. “[Они] не указывают на различия между чистым и нечистым”. У священников была святая обязанность — учить народ и лично исполнять свой долг отделять “чистое” от “нечистого”. Бог назвал некоторые вещи чуждыми (неугодными), а некоторые приемлемыми. Священники, которые должны были старательно изучать закон, чтобы уметь проводить такие “различия”, не делали этого.
Стих 27. Иезекииль называет князей у неё. Слово “князь” (наси), отличается от употреблённого здесь еврейского слова сарим (“знать”). Первое означает членов царского двора, а второе — руководителей, начальствующих над народом. Если в стихе 25 они сравнивались со львами, то здесь они как волки, терзающие свои жертвы. Почему они так поступают? “Чтобы приобрести корысть”. И правда, богатство — побудительный фактор для всякого зла.
Стих 28. Как и в главе 13, говорится, что “пророки её всё замазывают грязью”. Они прикрывают явные грехи народа ложью и лжепророчествами. Они заявляют, что изрекают слово от Бога, когда на самом деле Бог вовсе не говорил с ними. Это была злонамеренная попытка обмануть народ и повести его по неправильному пути.
Стих 29. Последняя группа, подпадающая под Божье осуждение, это народ. В чём состоят их грехи? (1) Они “угнетают друг друга”. Глагол указывает на непрерывность действия и определённую опытность в этом деле. (2) Они “грабят”. (3) Они “притесняют бедного и нищего”. (4) Они “пришельца угнетают несправедливо”. Хоть и в чужой земле, человек всё равно заслуживает справедливости. Конечно, от Божьего народа ожидалось справедливое обращение с другими, но этого не было. Они не заботились о справедливости и равном отношении к пришельцам.
Стих 30. “Искал Я у них человека... но не нашёл”, — говорит Бог. Назвав четыре класса людей, Он заявляет, что внимательно рассмотрел их и “не нашёл” ни одного, кто бы жил праведно. Грехи общества оставались без внимания, потому что не было “человека, который поставил бы [разрушенную] стену, который бы стал... в проломе” и представлял народ своей праведностью (см. 13:5; Иер. 15:1). Здесь Бог изображён так, будто Он собирается проникнуть в город через отверстие в защитной стене, но никто не думает о том, чтобы не дать Ему войти и разрушить его.
Возвещённая в этом отрывке истина отлична от той, которой учит 14:14. Там говорилось, что для спасения города было бы недостаточно присутствия праведников (таких как Ной, Даниил и Иов). Своей праведностью человек спасает только самого себя. Здесь же выражено сомнение в том, что праведник вообще попытается спасти город. Развращённость достигла такой степени, что в Израиле не было героев, которые могли бы выступить за свою страну перед Господом или попытаться отвратить людей от их греховности.
Стих 31. Глава заканчивается заявлением: “Итак, изолью на них негодование Моё.” В оригинале глагол “изолью” и последующие два стоят в прошедшем времени (см. Современный Перевод, где это отражено). Это заставляет некоторых думать, что данный стих стоит не на своём месте, но должен идти после фактического падения Иерусалима. Однако перед нами пример пророчества, которое должно сбыться настолько несомненно, что изрекается так, будто оно уже исполнилось. Такие пророчества демонстрируют надёжность Божьего Слова.