Найти в Дзене

О ЮБИЛЕЙНОЙ ВЫСТАВКЕ 1957 года, из доклада А.Б. Салтыкова.

Давайте ознакомимся с интересным материалом из ДОКЛАДА О ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ, выдающегося искусствоведа А.Б.Салтыкова.

А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.

НА ПЛЕНУМЕ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ СССР, ПОСВЯЩЕННОМ ЮБИЛЕЙНОЙ ВЫСТАВКЕ 1957 ГОДА 

Прежде всего хочется отметить, что наше декоративное искусство имеет весьма хороший, я бы сказал, высокий уровень своего качества. Это можно проследить на очень большом количестве экспонатов. Это качество нисколько не ниже того, что мы видим в других разделах нашей выставки. 

Очень хороша фарфоровая посуда с народной росписью художницы Н. Бессарабовой. Бессарабова провела большую работу по изучению русского орнамента, восстановила забытые орнаменты, забытое мастерство свободной кистевой росписи, выучила и создала кадры в артели «Художественная керамика», которые возродили былую славу гжельской посуды. Выставленные ею образцы очень хороши.

Н.И. Бессарабова. Кружка «Гжельская роза». Керамика. 1945 г. (Худож. руководитель А. Б. Салтыков). А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
Н.И. Бессарабова. Кружка «Гжельская роза». Керамика. 1945 г. (Худож. руководитель А. Б. Салтыков). А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
Н.И. Бессарабова (форма и роспись), Т. С. Дунашева и Т. С. Еремина (роспись). Первые формы, сделанные под руководством А. Б. Салтыкова на возрожденном им Гжельском промысле. 1945 г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
Н.И. Бессарабова (форма и роспись), Т. С. Дунашева и Т. С. Еремина (роспись). Первые формы, сделанные под руководством А. Б. Салтыкова на возрожденном им Гжельском промысле. 1945 г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.

Можно было бы отметить и целый ряд других наших успехов на этой выставке: ковер С. Ильинской, керамику С. Чоколова и Г. Круглова, скульптуру Н. Полынской и прочие. 

С. С. Чоколов. Изделия из керамики. 1957 г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
С. С. Чоколов. Изделия из керамики. 1957 г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
Н.П. Полынская. Девочка с утятами. Фарфор.1950-е гг.А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
Н.П. Полынская. Девочка с утятами. Фарфор.1950-е гг.А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.

А что мы видим на нашем фарфоре? Цветочки и листочки и по существу больше ничего, особенно когда дело идет о массовой продукции.

Пройдемте по выставке, которая открыта в Академии художеств. Мы там увидим двести с лишним статуэток. Но какова тема этих статуэток, чему они посвящены?

Это рыбы, птицы, вообще звери, даже цветы, это дети — голенькие и полуголенькие, это танцуюшие балерины, это маскарад, иногда сатира, и очень немного статуэток, представляющих основную, самую ценную часть народа — тех, кто создает нашу технику, строит хозяйство, борется за благо своей страны, стоит на ее обороне. Народа-творца, народа-строителя мы почти не увидим. Всего каких-нибудь тридцать-сорок статуэток — пятая-шестая часть. 

Малая декоративная скульптура отличается, в некотором отношении, гораздо большей сложностью, чем обычная станковая скульптура. Так, в этой малой скульптуре соединяются психологичность и декоративность, искусство объема и искусство цвета, небольшой размер и необходимость дать достаточное обобщение, зачастую даже монументального характера. Такая монументальная трактовка имеется в очень хороших статуэтках О. Мануйловой: «Авиценна», «Киргизская девушка».

О.М. Мануйлова. Авиценна. Фарфор, подглазурная роспись и позолота. 1956 г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
О.М. Мануйлова. Авиценна. Фарфор, подглазурная роспись и позолота. 1956 г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
О. М. Мануйлова. Девушка с чашей. Бисквит (фарфор неглазурованный). 1956 г.А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
О. М. Мануйлова. Девушка с чашей. Бисквит (фарфор неглазурованный). 1956 г.А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.

На выставке есть целый ряд вещей, говорящих об исканиях наших художников, о том, что наши художники декоративного искусства стремятся найти новые формы выражения, овладеть новыми, более широкими, более значительными темами. Это драгоценное явление. Эти поиски, конечно, нужно всячески поддерживать и всячески стимулировать. Укажу на работы О. Малышевой, П. Кожина, Э. Криммера, А. Сотникова и других.

П.М. Кожин. У реки. Ваза. 1957 г. Фарфор, роспись подглазурная, рельефный фриз. 1957г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
П.М. Кожин. У реки. Ваза. 1957 г. Фарфор, роспись подглазурная, рельефный фриз. 1957г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.

На них интересно остановиться. В некоторых из них встречается, между прочим, применение станковых приемов. С этим нельзя согласиться. В поисках специфики нужно идти от самого материала, от самих условий работы, а не от использования, может быть, и интересных, но чуждых данному виду декоративного искусства приемов станкового искусства. 

О.А. Малышева. По Индии. Фаянс, 1952 г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
О.А. Малышева. По Индии. Фаянс, 1952 г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.

Мы делаем очень интересные небольшие декоративные скульптуры, насыщенные психологическим содержанием. Из вещей, имеющихся на выставке, я укажу в качестве примера такой работы на небольшую фарфоровую группу «Лани» И. Ефимова.

И.С. Ефимов. Лань с детенышем. Фарфор. 1956 г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
И.С. Ефимов. Лань с детенышем. Фарфор. 1956 г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.

Очень просто, очень декоративно, очень красиво, очень выразительно в смысле подачи характера животных и очень производственно! Вот в этом направлении и надо было бы работать как можно больше, когда дело касается массовой продукции. 

А.Г. Сотников. Сокол. Фарфор. 1957 г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
А.Г. Сотников. Сокол. Фарфор. 1957 г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.

Наиболее удачны, как мне кажется, работы О. Богдановой. Этой художнице удается дать глубокую психологическую характеристику, например, в группе «За чтением», «Афганец» (табл. 20). Это работы довольно сложные, в деле их производства должен принимать непосредственное участие сам автор. 

О. М. Богданова. За чтением. Фарфор, подглазурная роспись. 1957 г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
О. М. Богданова. За чтением. Фарфор, подглазурная роспись. 1957 г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
О. М. Богданова. Афганец. Фарфор,  подглазурная роспись. 1957 г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.
О. М. Богданова. Афганец. Фарфор,  подглазурная роспись. 1957 г. А.Б.Салтыков. Избранные труды.1962.

Для того, чтобы выпускать такие вещи, нужно иметь многочисленные малые предприятия, производящие серийную и уникальную продукцию в самом тесном рабочем контакте с художниками. Такие предприятия должны быть у нас организованы. 

Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!

Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.