Давайте ознакомимся с интересным материалом из ДОКЛАДА О ДЕКОРАТИВНОМ ИСКУССТВЕ, выдающегося искусствоведа А.Б.Салтыкова.
НА ПЛЕНУМЕ ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА ХУДОЖНИКОВ СССР, ПОСВЯЩЕННОМ ЮБИЛЕЙНОЙ ВЫСТАВКЕ 1957 ГОДА
Прежде всего хочется отметить, что наше декоративное искусство имеет весьма хороший, я бы сказал, высокий уровень своего качества. Это можно проследить на очень большом количестве экспонатов. Это качество нисколько не ниже того, что мы видим в других разделах нашей выставки.
Очень хороша фарфоровая посуда с народной росписью художницы Н. Бессарабовой. Бессарабова провела большую работу по изучению русского орнамента, восстановила забытые орнаменты, забытое мастерство свободной кистевой росписи, выучила и создала кадры в артели «Художественная керамика», которые возродили былую славу гжельской посуды. Выставленные ею образцы очень хороши.
Можно было бы отметить и целый ряд других наших успехов на этой выставке: ковер С. Ильинской, керамику С. Чоколова и Г. Круглова, скульптуру Н. Полынской и прочие.
А что мы видим на нашем фарфоре? Цветочки и листочки и по существу больше ничего, особенно когда дело идет о массовой продукции.
Пройдемте по выставке, которая открыта в Академии художеств. Мы там увидим двести с лишним статуэток. Но какова тема этих статуэток, чему они посвящены?
Это рыбы, птицы, вообще звери, даже цветы, это дети — голенькие и полуголенькие, это танцуюшие балерины, это маскарад, иногда сатира, и очень немного статуэток, представляющих основную, самую ценную часть народа — тех, кто создает нашу технику, строит хозяйство, борется за благо своей страны, стоит на ее обороне. Народа-творца, народа-строителя мы почти не увидим. Всего каких-нибудь тридцать-сорок статуэток — пятая-шестая часть.
Малая декоративная скульптура отличается, в некотором отношении, гораздо большей сложностью, чем обычная станковая скульптура. Так, в этой малой скульптуре соединяются психологичность и декоративность, искусство объема и искусство цвета, небольшой размер и необходимость дать достаточное обобщение, зачастую даже монументального характера. Такая монументальная трактовка имеется в очень хороших статуэтках О. Мануйловой: «Авиценна», «Киргизская девушка».
На выставке есть целый ряд вещей, говорящих об исканиях наших художников, о том, что наши художники декоративного искусства стремятся найти новые формы выражения, овладеть новыми, более широкими, более значительными темами. Это драгоценное явление. Эти поиски, конечно, нужно всячески поддерживать и всячески стимулировать. Укажу на работы О. Малышевой, П. Кожина, Э. Криммера, А. Сотникова и других.
На них интересно остановиться. В некоторых из них встречается, между прочим, применение станковых приемов. С этим нельзя согласиться. В поисках специфики нужно идти от самого материала, от самих условий работы, а не от использования, может быть, и интересных, но чуждых данному виду декоративного искусства приемов станкового искусства.
Мы делаем очень интересные небольшие декоративные скульптуры, насыщенные психологическим содержанием. Из вещей, имеющихся на выставке, я укажу в качестве примера такой работы на небольшую фарфоровую группу «Лани» И. Ефимова.
Очень просто, очень декоративно, очень красиво, очень выразительно в смысле подачи характера животных и очень производственно! Вот в этом направлении и надо было бы работать как можно больше, когда дело касается массовой продукции.
Наиболее удачны, как мне кажется, работы О. Богдановой. Этой художнице удается дать глубокую психологическую характеристику, например, в группе «За чтением», «Афганец» (табл. 20). Это работы довольно сложные, в деле их производства должен принимать непосредственное участие сам автор.
Для того, чтобы выпускать такие вещи, нужно иметь многочисленные малые предприятия, производящие серийную и уникальную продукцию в самом тесном рабочем контакте с художниками. Такие предприятия должны быть у нас организованы.
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.