Мало кто знает. А зря.
Уильяма Дюваля если кто и знает из сообщества рок-меломанов, то исключительно как соучастника Alice In Chains, куда он пришёл после смерти Лейна Стэйли. Между тем музыкальная деятельность этого талантливого товарища этим не ограничивается. Более того, именно его карьера вне знаменитого коллектива даёт большее представление о нём, как о выдающемся солисте и музыканте. Отчасти по причине того, что Дюваль как будто постоянно задвинут на задний план в рамках AIC, где ему не дают полноценно раскрыться. Но по больше части – потому что его сторонние и более ранние интересы на поверку оказываются ничуть не хуже творчества упомянутой команды.
Прежде всего – Comes With The Fall. Незаслуженно не упоминаемая широко группа, основанная Уильямом, выпустившая три полноценных альбома, на которых сполна реализован оригинальный подход к року, метко выраженный самим Дювалем: «К Джеффу Бакли пристают Black Sabbath». Определённо – стоит послушать, рекомендую.
Во-вторых, супер-группа Giraffe Tongue Orchestra, пока что выпустившая один альбом, но зато какой! Broken Lines (2016) нашпигован всевозможными жанровыми начинками, соединёнными в один большой и удобоваримый пирог. Его, конечно же, нужно разбирать в другой раз.
О вокальных возможностях отдельно не упоминаю – с этим всё на высшем уровне. А рассмотреть предлагаю последний на текущий момент альбом артиста, который был выпущен в прошлом году и, как следует из аннотации, был записан вживую, одним дублем (новость с описанием – тут).
Впрочем, по поводу содержания этой записи можно не особо обольщаться, потому что она не нова. Дюваль лишь перепел и исполнил вживую песни Comes With The Fall (за исключением двух треков). Но есть повод задуматься вот о чём.
Не послушав группу нашего Уильяма, совершенно бессмысленно знакомиться с этим альбомом. Возможно, сам подход к записи и исполнение понравятся, как и отдельные песни (а тут подобраны хорошие номера), но не будет контекста и понимания того, зачем музыкант выпустил такой диск.
Так зачем же месье Дювалю нужно было выпускать такую запись?
Зачастую даже когда организуется запись концерта, то в процессе работы над live-альбомом происходит кропотливая и существенная работа над звуком – регулировка фона, замена ошибок музыкантов при игре, выправление звучания некоторых инструментов, прочая чистка… В итоге слушатели получают вроде как живую запись, но всё же подкорректированную и не совсем честную. Дюваль пошёл другим путём, объяснив замысел следующим образом:
«Ни компьютеров, ни записи на плёнку. Просто игла, вырезающая канавки прямо на пластиковом лакированном диске, пока мы играем вживую. По четыре песни на каждой стороне, без мёртвого воздуха и перерывов (за исключением смены лака между сторонами). Альбом, записанный и сведённый чуть менее чем за 40 минут, но наполненный опытом многих жизней».
Таким образом, лаковый диск, который затем был использован для создания виниловой пластинки, резался в режиме реального времени во время выступления. Без микширования и любой последующей обработки. Что играли – то и получилось. Живой, необузданный рок прямо в уши всем желающим.
Что же до самих песен, то нельзя не отметить следующее.
Порой живое исполнение может оказаться посильнее студийного (даже если и записано в студии). Более сырой и мясистый, более близкий и передающий больше оттенков, звук – это, несомненно, изюминка данной записи. Ощущение посещения классического и разухабистого, стильного рок-клуба, остаётся надолго. Почти все песни исполнены как будто на пределе возможностей и с резким, грубоватым, оттянутым до состояния рвущейся струны саундом, ожесточённо бьющим в самое нутро жанра. Такова, например, разбитная Unbreakable.
Весомая гитарная работа ощутима и захватывает на многих треках, когда Дюваль выдаёт спиралевидные риффы и разрядные соло – возьмите хоть Fire Come Down. Превосходна и вокальная часть – столь же необработанная и сырая, но оттого и более искренняя. Все её оттенки ищите на Rockslide или же на самой мелодичной White Hot (в оригинале звучит пронзительней и выше, но и тут вышла интересная, как будто раненая версия этой отличной песни).
В каком-то роде это уникальный опыт. Остаётся только надеяться, что весьма интересный и талантливый Уильям Дюваль когда-нибудь доберётся и до записи новых песен, поскольку и на своём первом альбоме One Alone (2019) он уже переиначивал старые песни в акустическом ключе. Третий раз так делать будет уже очень странно. Но эта запись свою роль выполняет – делает мгновенный слепок творческого акта и отсылает к не менее крепким работам с участием музыканта.
Источник изображений: www.discogs.com