"Живописец королей и красивых женщин" - так называли современники швейцарского художника 18 века Жан-Этьена Лиотара.
Но сегодня разговор не о королях и не о красивых женщинах. Сегодня хочу показать одну из его картин "Портрет Франсуа Троншена".
Эта картина действительно удивительная. Ведь она написана пастелью на пергаменте. Невероятно! Каким мастерством обладал художник, чтобы изобразить такую реалистичную картину пастелью. Не кистью, не маслом, а, просто говоря, мелками.
Посмотрите внимательно на лицо героя картины, на искусно прописанный парик. Это же не рисунок, это настоящая фотография.
Да и на картине изображен удивительный человек. Это Франсуа Троншен. Друг Вольтера и Дидро. Юрист по профессии, любитель и знаток искусства в душе.
Его коллекция картин была одной из самых больших и богатых в Европе. В его коллекции были картины известнейших голландских, немецких, фламандских и итальянских мастеров.
С коллекцией связана интересная история. По совету Вольтера большая часть коллекции была продана Екатерине II в 1770 году и в настоящее время экспонируются в Государственном Эрмитаже. Можно сказать, что именно с картин Франсуа Троншена "родился" Эрмитаж.
На своей картине художник Жан-Этьен Лиотар рядом с Франсуа Троншеном изобразил одну из самых ценных экземпляров коллекции Троншена - картину Рембрандта "Дама в постели".
Написанная Рембрандтом в 1645 году картина "Дама в постели" сама полна загадок. Исследователи так и не пришли к единому мнению, кого же великий художник изобразил на своей картине. Понятно, что одну из своих натурщиц. Но кого? Саскию, Гертье или Хендрикье?
Можно делать предположения только по году создания картины. К 1545 году Саския уже умерла, а Хендрикье еще не вошла в жизнь художника. Остается Гертье, няня его сына Титуса и подруга Рембрандта. В пользу этой гипотезы говорят немолодой возраст изображенной женщины, весьма интимная обстановка и, типичная для кормилицы, цветущая внешность.
Сейчас картина находится в коллекции Шотландской национальной галереи.
Жан-Этьен Лиотар на своей картине не забыл и о других увлечениях Франсуа Троншена. О них говорят предметы, лежащие на столе перед ним.
Циркули, чертежи, книга и ноты... Полный набор, отражающий интересы Троншена. Помимо юриспруденции, которой он занимался профессионально, его интересовала архитектура и музыка.
А еще он занимался сочинительством. Он писал пьесы, находя высокую оценку их у Дидро.