1939-1945 годы
Советско-германский фронт
С вступлением немецких войск в Варшаву в 1939 году руководителем Варшавского бюро абвера был назначен Горачек (псевдоним Гофман)*. Он едва начал формировать своё бюро, какраздался звонок из Берлина. Горачеку сообщили, что его бывший агент в Польше, много лет успешно работавший на Германию и арестованный польской контрразведкой в начале 1939 года, а именно, майор польской армии Герацимович, он же Гапке, жив (Горачек считал, что Гапке погиб ещё до начал войны). Пропавший агент объявился в авангарде одной из немецких танковых частей, наступавших в направлении Брест-Литовска.
Гапке просил танкистов доставить его к германскому командованию и доложить в Кёнигсберг, что он ещё жив и готов приступить к выполнению заданий абвера. Гапке срочно отправили в Кёнигсберг, где он просил направить его работать с его прежним шефом господином Гофманом (под таким псевдонимом выступал Горачек, когда вербовал Герацимовича (псевдоним «Гапке»). Гапке отправили в Варшаву, куда он и прибыл в начале октября.
Для Горачека это был подарок небес. Ему критическине хватало людей умеющих работать с местным населением и знающим нравы местных жителей.
Гапке рассказал Горачеку, что с началом войны его и других подозреваемых в шпионаже заключенных сковали между собой кандалами и погнали из Варшавы в Брест-Литовск. Но конвой разбежался при появлении немецких танков и Гапке таким образом оказался насвободе.
В Тересполе на Буге¸ расположенным напротив Брест-Литовска (последний заняли части Красной Армии), Гапке занялся изучением заграждений, устроенных воинами Красной Армии. Гапке просил Горачека поручить ему советское направление.
Гапке поручили вербовать агентуру среди бывших граждан Польши для засылки их на территорию СССР. В частности из жителей Западной Белоруссии и Западной Украины.
По инициативе Горачека Гарацимовича (Гапке) приняли на службу в вермахт и присвоили звание зондерфюрера в чине лейтенанта**.
Он занялся вербовкой и засылкой на территорию СССР немецкой агентуры.
До 22 июня 1941 года он заслал сотни агентов на советскую территорию.
Часть из них попала в руки советской контрразведки, часть успешно работала, передавая по рации добытые сведения, или возвращаясь назад с ценными сведениями.
С началом войны между Германией и СССР, Гапке продолжил свою деятельность по вербовке среди военнопленных и засылке в советский тыл агентуры абвера.
Немецкие военнослужащие, как правило, строго соблюдали инструкции, регламентирующие как себя вести в том или ином случае. Однако Гапке был этническим полякоми относился к инструкциям несколько легкомысленно.
В 1943 году он вёз на автомобиле на фронт одного из завербованных в лагере для военнопленных агента, прошедшего курс обучения в школе абвера. Гапке должен был переправить его через линию фронта в советский тыл.
Гапке сидел рядом с водителем, а новоиспечённый агент сидел сзади. При этом Гапке умудрился нарушить инструкцию. Согласно последней, агенту, которого переправляли через линию фронта, полагался пистолет для самообороны в случае встречи с солдатами противника. Но по инструкции этот пистолет полагалось выдавать агенту лишь на фронте перед самым переходом этой линии. Гапке же выдал пистолет агенту, когда садились в машину. В итоге «агент», когда машина оказалась в безлюдном месте, сделал три выстрела в затылок Гапке и шофёру. После чего благополучно скрылся.
Так нарушение инструкции стоило жизни самому Гапке и его водителю.
* "Этот третий сотрудник – Ганс Горачек, служивший без перерыва в абвере до самого конца войны в 1945 году и дослужившийся до звания подполковника, – и был направлен в помощь мне в деле Скупого." О.Райле
** Зондерфюреры (нем. Sonderführer — «фюрер-специалист» или «особый руководитель») — в Германии в 1937—1945 годах лица, во время Второй мировой войны назначенные исполнять обязанности офицера или унтер-офицера в различных сферах деятельности, где требовались их профессиональные способности, без учёта их военного опыта. Они назначались на соответствующие должности только в тех случаях, когда для исполнения связанных с ними функций требовалась специальная квалификация и когда для них нельзя было подобрать офицера (унтер-офицера) с соответствующей квалификацией.
Их ранг приравнивался к офицерскому либо унтер-офицерскому в течение всего того времени, пока они занимали эту должность, но в офицеры их не производили, и их офицерские полномочия распространялись только на ту сферу деятельности, с которой была непосредственно связана их работа.
(Источник: О. Райле)