Найти тему

П-12

П-12 в каком-то музее. (Фото с интернета)
П-12 в каком-то музее. (Фото с интернета)

Ура, наконец настал тот день, когда я смогу рассказать про свою станцию. Среди моих подписчиков есть "Технари" и им, я надеюсь, будет это интересно.

Я снимаю шляпу перед конструкторами этого чуда инженерной мысли. Кто-то скажет: "Она ведь ламповая". Ну и что! Я сам разработчик различной аппаратуры на микросхемах, но я снимаю шляпу и преклоняю колени. Эта станция просто технический шедевр!

Разработана она была в 54-56 годах (Моя была выпущена в 58). Вот представьте, всего 10 лет как кончилась война, и уже такие успехи.

Посмотрите, для интереса, как выглядели РЛС во вторую мировую войну. Невероятный прогресс. Если бы мы сейчас работали так-же, то давно летали бы на Марс в отпуск!

Это уже не просто РЛС, на станции есть допплеровский компенсатор ветра, для отсева пассивных помех, и отсечка асинхронной импульсной помехи. Причем в первый экземплярах борьба с асинхронными импульсами велась при помощи ртутной линии задержки (говорят, блок был неподъемный ). А потом были разработаны специальные лампы "Потенциалоскопы". Фактически, на потенциалоскопах была сделана потрясающая аналоговая память. Там, где сигнал появлялся раз за разом - рос потенциал и пороговое устройство пропускало сигнал на экран. А помехи постоянно возникали, как песок в разных местах, и поэтому не накапливались, а отсеивались.

А теперь главный сюрприз! Лезем в интернет и читаем в википедии: "П-12 - мобильная помехозащищенная ДВУХКООРДИНАТНАЯ радиолокационная станция метрового диапазона волн". А теперь смотрим на картинку:

Рабочее место операторОВ
Рабочее место операторОВ

Справа экран кругового обзора (Азимут-наклонная дальность) тут все понятно, вопросов нет, А что за экран слева? А это экран высотомера! В документации на станцию я сам лично читал, что станция была ТРЕХКООРДИНАТНОЙ! То есть, кроме наклонной дальности и азимута она определяла и высоту цели!

В роте, обычно, высота определяется дополнительной РЛС (Высотомером).

Высотомер работает в паре с дальномером. Антенна высотомера качается в вертикальной плоскости и наводится по указаниям от дальномера на нужный азимут. А как же на станции, антенна которой не качается в вертикальной плоскости, определить высоту?

Вот видите странный зеленый круг снизу по центру? Это "Гониометр". Раз нельзя качать антенну, давайте качать диаграмму направленности в вертикальной плоскости, смешивая с разной фазой сигналы с верхнего и с нижнего этажа!

По умолчанию сигналы смешиваются в равных долях, и имеем обычный дальномер. А если включить мотор гониометра, то фазы ползут и диаграмма (на прием) качается в вертикальной плоскости. В соответствии с качанием диаграммы, меняется развертка на левом экране.

Перед получением лейтенантских погон, к нам на кафедру приехал полковник из Москвы. Он прочитал нам курс лекций о применении П-12 во Вьетнаме (где он сам воевал на такой РЛС).

Он рассказал нам, о наводящихся по лучу ракетах "Шрайк". Даже показал учебный фильм, на котором было попадание "Шрайк" в П-12. И заодно рассказал, как там во Вьетнаме боролись с этими ракетами. Там одну РЛС обслуживал целый полк. Они рубили в джунглях просеки, оборудовали ложные и запасные позиции. После чего все тщательно маскировалось. Станция включалась буквально на минуту. Определяла обстановку и тут-же, ее трактором прямо по просеке, тащили на другую позицию. Не опуская антенну (просто повернув ее вдоль). Даже кол заземления не успевали выдернуть! А пока едут, там сзади уже все горит и плавится! Вот и представьте, где тут еще и высотомер? И его тащить по джунглям? Были и другие хитрости. В конце концов придумали варить из металлолома специальные конструкции на которые переключали сигнал при возникновении угрозы. "Шрайк" бил в кучу металлолома. А где взять в джунглях Вьетнама металлолом? Известно где! Из подбитых самолетов!

Для такой войны П-12 оказалась одним из лучших вариантов.

Да, у гониометра была куча недостатков.

Во первых, на максимальной дальности, точность по высоте была около километра. Если цель подходила ближе, от 40ка до 60ти км, то точность повышалась до 200 м.

Во вторых, при работе слегка падала дальность ( так как падал общий уровень сигнала). Приходилось иногда работать антенной, меняя ее скорость. Но самое главное, что на близких дистанциях определение высоты могло быть неоднозначным.

Цель на экране гониометра выглядела как вертикальная полоса, с минимумом в районе цели. На близком расстоянии, на экране могло быть несколько минимумов, попробуй пойми где настоящий. А если самолетов много? В общем, работа с гониометром требовала серьезных навыков и соображения.

Когда я служил, использование гониометра в армии было запрещено и на моей станции он не работал. Наверное поэтому, ошибается википедия. Но я считал, что раз Родина доверила мне такую технику, то все должно работать как часы, поэтому я сначала восстановил и настроил гониометр, а потом серьезно усовершенствовал его конструкцию.

С собой в армию я привез только две книжки, одна - это "Антенны" а вторая - толстенный справочник по микросхемам. Сразу видно, что я не гуманитарий :-). Сами микросхемы я тоже привез как раз для таких экспериментов.

Мне захотелось превратить гониометр в дополнительный экран дальномера. Для этого, на основном экране, я поставил переменное сопротивление (Срезав ограничитель) и прямо механически подцепил его к катушкам. Развертка дальномера осуществлялась механически (Катушки вращались сельсинами вокруг трубки). Вот к этим катушкам я и приспособил сопротивление.

В результате, я получил возможность, превратить экран гониометра, в дополнительный экран кругового обзора (Правда несколько странный). Азимут откладывался по вертикали а дальность по горизонтали.

А потом, на микросхемах, сконструировал регулируемую задержку развертки и регулируемую длительность. Это позволило мне "Вырезать" любой участок неба, и разглядывать цель в виде огромного "Лаптя" на весь экран.

Однажды я так разглядывая обычную цель, обнаружил, что она слегка двоится. Я приказал оператору выдать ее как две цели. Мы успели сделать пару засечек, как из под транспортника рванул, набирая скорость, стратегический разведчик SR-71. В полку сыграли тревогу. SR-71 моментально набрал свои 3 маха. Получается, что он специально прятался в тени транспортника.

Но на самом деле толку от моего экрана было мало. То что я первым обнаружил SR-71, это просто случайность. На моем диапазоне все цели смотрелись как "лапти". Для сравнения, на сантиметровых, корабельных РЛС, в шторм, запросто были видны волны на воде!

А еще, однажды, я решил разыграть наших "вероятных противников". Вместо четкого запуска импульсов передатчика, сгенерировать импульсы переменной скважности. И не просто переменной, а работающей по четкому, кварцованному, псевдо-случайному алгоритму. Как будто, моя РЛС использует цифровую фильтрацию сигнала. Вот был-бы фурор! Так сказать, концерт по заявкам самолета-разведчика. Но командир сказал НЕТ :-). Тут я не в обиде, он командир, если что, то отвечать ему. А так, диверсанты к нам и раньше могли пожаловать :-). Украли бы мою РЛС, как израильтяне выкрали РЛС П-12 у египтян в 1969г. Тогда, израильский спецназ подцепил такую РЛС на вертолет и благополучно уволок ее к себе.

А дальше, я пробросил кабель к "Дубраве" и засинхронизировал обе станции по вращению и запуску развертки. В результате, моя станция могла работать вообще не включая свой передатчик! При этом, мощность "дубравского" передатчика, была вчетверо больше чем у меня. Да и антенна там зеркальная 38 метров. Для такой работы, я настроил один из запасных каналов на частоту "Дубравы".

Получалось, что у меня все работает, но моя станция не излучает, хотя генераторная лампа стоит под накалом. Если "Дубрава" выйдет из строя, то мне достаточно включить один тумблер (Высокое) чтобы перейти в полностью автономный режим. При этом все характеристики РЛС значительно улучшились. Мало того, система из двух разнесенных антенн, гораздо лучше видит всякие "Стелсы" ( Хотя для станций такого диапазона это не так актуально). Моей заслуги тут нет, такой режим был предусмотрен штатно. Там даже были для этого разъемы. Нужно было только правильно спаять соответствующий кабель. Но почему-то в других ротах я такого не видел.

Я любил свою станцию. Когда она была неисправна, у меня портилось настроение. Я не мог спокойно сидеть на месте пока не устраню неисправность. И наоборот, когда станция работала как часы, казалось во мне что-то поет. Мне даже не нравится более совершенная П-18.

П-12 как будто гармоничное произведение искусства, сделанное в едином стиле. А П-18 почти П-12, в которую добавлены какие то чужеродные блоки. Пол- станции на лампах, пол - на транзисторах...франкенштейн какой-то! (да простят меня, любящие П-18 люди) Кому-то нравится поп, кому-то попадья, а кому-то и поповская дочка.

Интересно, как показала себя на Курилах П-18? Бывало, выйдешь в тайфун, глянешь на антенну, аж страшно! Балка дугой, и свист пополам с гудением. А на П-18 балка еще длиннее. Один из моих подписчиков, рассказал в комментарии, что однажды, П-12 стоящая на горе Дорожная не выдержала. Балку завязало узлом, вибраторы оторвало и унесло в океан. Так что, чем длиннее - тем страшнее.

Сейчас, конечно, П-12 уже наша история. Но это и моя история тоже. Вот было-бы здорово, сохранить для потомков эту РЛС. Как фанат различной техники, я считаю, что нужно обязательно сохранять исторические объекты. Они пригодятся новым поколениям конструкторов, может они почерпнут в них свои идеи. Ведь новое - это хорошо забытое старое!