К 1939 году военно-воздушные силы Италии располагали примерно 2800 военными самолетами. По большей части эти машины были созданы в начале 1930-х годов и успели устареть. К тому же большой проблемой для итальянцев всегда оставались авиационные моторы. Лучшими авиадвигателями, выпуск которых был освоен промышленностью Итлии, были двигатели воздушного охлаждения, которые уже не могли соперничать с моторами жидкостного охлаждения, созданными в других странах. Еще одним слабым местом было вооружение итальянских самолетов.
К началу 1940-х годов 12,7-мм пулеметы «Cафат» фирмы «Бреда» уже не могли наносить серьезного вреда цельнометаллическим самолетам противника. Основными самолетостроительными фирмами Италии были «Фиат», «Реджиане», «Макки» и «Кант».
Фирма «Фиат» была основана в 1916 году. К 1940-м годам она наладила выпуск нескольких моделей истребителей: Cr.42 «Фалько», Cr.50 «Фреч ча», Cr.55 «Центауро» и бомбардировщик Br.20 «Чиконья». Фирма «Макки» выпускала истребители МС.200, МС.202 и МС.205. Фирма «Реджиане» выпускала самолеты Re.2001, Re.2002 «Ариэте» и Re.2005 «Саджиттарио». Фирма «Сиаи» выпускала бомбардировщики «Савойя-Маркети» SM.79 и SM.81.
Истребители: Разработка последнего итальянского истребителя-биплана «Фиат» Cr.42 была закончена в январе 1939 года, а в серийное производство самолет пошел уже в мае. До 1943 года было построено более 1700 этих истребителей в различных модификациях, в числе которых были и истребители-штурмовики, и легкие бомбардировщики. На этом самолете стоял слабый двигатель воздушного охлаждения (840 л. с.), позволявший развивать скорость до 440 км / ч. Он был вооружен двумя 12,7-мм пулеметами «сафат». По своим характеристикам он сильно уступал современным ему истребителям англичан «Харрикейн», тем более «спитфайрам» и немецким Bf-109. Истребитель G.50 «Фреч ча» («Стрела») был разработан инженером Джузеппе Габриелли в 1936 году по заказу Министерства авиации, объявившего конкурс на цельнометаллический самолет с убирающимся шасси.
В серийное производство истребитель был запущен в 1937 году. Всего был построен 421 G.50. На самолете устанавливался 14-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 840 л. с. Вооружение состояло из двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов «сафат». Максимальная скорость достигала 471 км / ч; скороподъемность — 12,5 м / с; потолок — 10 700 м; дальность полета — 675 км. Истребитель серьезно уступал по всем характеристикам английским «харрикейнам» и немецким Bf-109. Он оставался в строю до 1943 года. Последним истребителем конструктора Джузеппе Габриелли был самолет G.55 «Центауро» («Кентавр»), которому удалось поучаствовать во Второй мировой войне. Впервые самолет взлетел 30 апреля 1942 года. Министерство авиации заказало 600 машин G.55.
До капитуляции Италии (8 сентября) в части успела поступить только 31 машина, а до конца войны было построено еще 150 штук. В отличие от истребителя «Фреч ча» на «Центауро» было установлено мощное вооружение и новый двигатель жидкостного охлаждения мощностью 1475 л. с.
Вооружение состояло из двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов «сафат», двух 20-мм пушек MG-151, расположенных в крыльях вне зоны вращения винта, и одной пушки MG-151, размещенной в блоке двигателя. Максимальная скорость составляла 620 км / ч, скороподъемность — 18 м / с, потолок — 13 000 м, дальность полета — 1600 км. К работе над истребителем фирмы «Макки» MC.200 «Саетта» («Молния») конструктор Марио Кастольди приступил в 1935 году. Уже в 1937-м самолет был построен и испытан в Вигилии. Летом 1938 года MC.200 победил своих конкурентов на испытаниях и был запущен дополнительными 7,7-мм пулеметами в крыльях. Самолет мог использоваться и как истребитель-бомбардировщик, в таком случае он нес до 320 кг бомб. Максимальная скорость истребителя достигала 504 км / ч, скороподъемность — 16 м / с, потолок — 8900 м, дальность полета — 570 км. В 1940-х годах в Италии на заводах Alfa Romeo начали производить по лицензии немецкие двигатели жидкостного охлаждения «Даймлер-Бенц» DB601 мощностью 1175 л. с. Этот двигатель получил обозначение Alfa Romeo RA1000RC41-1. Фирма «Макки» решила выпустить новую модель истребителя МС.202 «Фольгоре» с этим мотором. 10 августа 1940 года истребитель был построен и испытан. Всего было выпущено около 1150 самолетов MC.202. Эта модель истребителя во оружалась двумя синхронизированными 12,7-мм пулеметами «сафат», а впоследствии и двумя дополнительными 7,7-мм пулеметами в крыльях. Часть самолетов была приспособлена для подвески 320 кг бомб.
С новым мотором скорость истребителя возросла до 598 км / ч, скороподъемность — 20 м / с, потолок — 11 500 м, дальность полета — 765 км. МС.205 «Вельтро» («Борзая») отличался от MC.202 более мощным двигателем «Даймлер-Бенц» (1475 л. с.). В крыльях вместо пулеметов устанавливались 20-мм пушки MG 151. Всего было построено 262 самолета. С новым мотором скорость выросла до 642 км / ч, потолок — 11 000 м, дальность полета — 1040 км. Истребитель фирмы «Реджиане» Re.2000 «Фалько» («Сокол») был разработан конструкторами Роберто Лонги и Антонио Алессио в 1938 году. Вооружение ограничивалось двумя синхронизированными 12,7-мм пулеметами «сафат» и 200 кг бомб на внешней подвеске. Максимальная скорость — 540 км / ч, потолок — 11 500 м, дальность полета — 1400 км. Затем появилась улучшенная модель
Re.2001 «Фалько II» с новым двигателем DB601. Но так как в серию уже был запущен более совершенный истребитель фирмы «Макки», в серийное производство. МС.200 представлял собой цельнометаллический низкоплан с убирающимися шасси. До октября 1942 года было выпущено 1153 MC.200.
На самолет устанавливался единственный в те времена мощный итальянский двигатель воздушного охлаждения мощностью 840 л. с., такой же мотор стоял на истребителях фирмы «Фиат».
Вооружение состояло из двух синхронзированных 12,7-мм пулеметов «сафат». Впоследствии вооружение было усилено двумя дополнительными 7,7-мм пулеметами в крыльях. Самолет мог использоваться и как истребитель-бомбардировщик, в таком случае он нес до 320 кг бомб.
Максимальная скорость истребителя достигала 504 км / ч, скороподъемность — 16 м / с, потолок — 8900 м, дальность полета — 570 км.
В 1940-х годах в Италии на заводах Alfa Romeo начали производить по лицензии немецкие двигатели жидкостного охлаждения «Даймлер-Бенц» DB601 мощностью 1175 л. с. Этот двигатель получил обозначение Alfa Romeo RA1000RC41-1. Фирма «Макки» решила выпустить новую модель истребителя МС.202 «Фольгоре» с этим мотором. 10 августа 1940 года истребитель был построен и испытан. Всего было выпущено около 1150 самолетов MC.202. Эта модель истребителя во оружалась двумя синхронизированными 12,7-мм пулеметами «сафат», а впоследствии и двумя дополнительными 7,7-мм пулеметами в крыльях. Часть самолетов была приспособлена для подвески 320 кг бомб.
С новым мотором скорость истребителя возросла до 598 км / ч, скороподъемность — 20 м / с, потолок — 11 500 м, дальность полета — 765 км. МС.205 «Вельтро» («Борзая») отличался от MC.202 более мощным двигателем «Даймлер-Бенц» (1475 л. с.). В крыльях вместо пулеметов устанавливались 20-мм пушки MG 151. Всего было построено 262 самолета. С новым мотором скорость выросла до 642 км / ч, потолок — 11 000 м, дальность полета — 1040 км. Истребитель фирмы «Реджиане» Re.2000 «Фалько» («Сокол») был разработан конструкторами Роберто Лонги и Антонио Алессио в 1938 году. Вооружение ограничивалось двумя синхронизированными 12,7-мм пулеметами «сафат» и 200 кг бомб на внешней подвеске. Максимальная скорость — 540 км / ч, потолок — 11 500 м, дальность полета — 1400 км. Затем появилась улучшенная модель Re.2001 «Фалько II» с новым двигателем DB601. Но так как в серию уже был запущен более совершенный истребитель фирмы «Макки», «Фалько II» выпускался ограниченной серией. Всего с 1941 по 1943 год было выпущено 237 машин. В основном этот самолет использовали в качестве ночного истребителя при замене пулеметов на пушки VG-151 и легкого бомбардировщика с бомбовым грузом до 640 кг. Вооружение — два синхронизированных 12,7-мм пулемета «сафат» и два пулемета в крыльях. Максимальная скорость — 545 км / ч, потолок — 11 000 м, дальность полета —1100 км. Истребитель Re.2002 «Ариэте» («Овен») представлял собой тот же Re.2001, но с новым двигателем жидкостного охлаждения большей мощности. Разработка этого самолета была закончена в сентябре 1941 года. Его предполагалось использовать в качестве штурмовика. В боевые части истребитель «Ариэте» начал поступать только в марте 1943 года. Впоследствии более 40 машин вошло в состав союзнических военно-воздушных сил Италии. Всего было построено 225 самолетов, в том числе 76 для немецких ВВС. Вооружение состояло из двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов «сафат», двух 7,7-мм пулеметов и 500 кг бомб. Максимальная скорость — 540 км / ч, потолок — 10 500 м, дальность полета — 1100 км. Re.2005 «Саджиттарио» («Стрелец») стал лучшим истребителем, разработанным конструкторами Лонги и Алессио. 10 мая 1942 года он впервые поднялся в воздух. Но всего было выпущено 48 самолетов, 11 из них служили в Люфтваффе и использовались для обороны Берлина.
На истребителе устанавливался лицензионный немецкий двигатель DB605 жидкостного охлаждения мощностью 1475 л. с., с которым он развивал скорость 630 км / ч. Вооружался самолет одной 20-мм пушкой MG-151 в блоке двигателя, двумя 20-мм пушками MG-151 в крыльях и двумя синхронизированными 12,7-мм пулеметами «сафат».
Бомбардировщики: Средний трехмоторный бомбардировщик КАНТ Z.1007 «Альционе» («Зимордок») был разработан в середине 1930-х годов и впервые поднялся в воздух в 1937-м. В серийное производство был запущен только в 1939 году. На нем устанавливались моторы воздушного охлаждения мощностью по 1000 л. с. В боевых действиях использовался в основном в качестве ночного бомбардировщика. Максимальная скорость «Альционе» 450 км / ч, дальность полета — 1280 км, потолок — 8100 м. Вооружение состояло из двух 7,7-мм и двух 12,7-мм пулеметов, 3000 кг бомб или двух 450-килограммовых торпед.