Устоявшееся наименование этого фильма, а именно, «Единственный выживший» таит в себе гендерную ошибку, так как в авиакатастрофе выжила девушка, а потому ленту было бы правильнее именовать «Уцелевшая». А если принять во внимание особенности сюжета, то «Временно уцелевшая».
Этот не самый известный у российского зрителя мистический триллер является ключевым звеном в большой сюжетной цепочке, начало которой было положено «Карнавалом душ», продолжено «Выжившим», а в 2000 году эстафету переняла лента «Пункт назначения», которая со временем превратилась в самую настоящую эпопею.
Однако все самые ключевые стилистические моменты находятся именно в «Единственном выжившем», включая акцентированное внимание на бытовых деталях, которые для главной героини могут оказаться фатальными.
Только-только начавший свой путь в сфере кинематографа Том Эберхардт («Без единой улики») пытался обнаружить тёмную сторону обыденности, что ему блестяще удалось сделать несколько лет спустя в знаковой ленте «Прошлой ночью» (вспоминайте совсем молодого Киану Ривза).
Однако ощущение липкой тревоги, которая никак не хочет отвязываться, было выведено на экран именно в разбираемом нами фильме. Эта картина не страшная, не противная, но именно тревожная. Причем предложенная вам тревога категорически отличается от аналогичного чувства из классического нуара.
Это нарастающая иррациональность, с которой надо смириться. Ей бесполезно противостоять, её нельзя преодолеть. Фатальные обстоятельства сильнее всяких усилий. Героиня сама это понимает, но боится себе признаться в этом.
Недаром она сравнивает свое чудесное спасение, когда восседает в кресле посреди разбросанных частей тел и останков, с ошибкой при оплате платья. Мол, компьютер дал сбой, а потому обновка как бы мне досталась бесплатно. А потому добавляет, что в итоге ошибка была исправлена.
Это подобно тому, как на дискете (помните, были такие носители информации?) образовался «битый кластер». Дискету форматируют и её можно снова использовать. Спасение Денни это как раз и есть «битый кластер» Бытия, а потому рано или поздно жизнь героини «отформатируют».
Обреченность становится главным мотивом действий. Даже попытка спасти свою жизнь полностью пропитана фатальностью и обреченностью, это некая формальность. Ведь людям же свойственно бороться за собственную жизнь? Хотя рано или поздно рождается сумрачный вопрос: а смысл?