Обычно предвоенную историю создания советских танковых войск рассматривают с целью показать, какие гениальные были Жуков или Уборевич, упиравшие на развитие именно крупных механизированных объединений, и какой… гм... недалёкий был Ворошилов и другие, мыслящие категориями Гражданской войны и верящие в кавалерию.
Мы же подобными глупостями заниматься не будем. Равно как и не будем упирать в разницу названий.
Ранее я опубликовал статью, где говорилось про армии ударные и армии мото-механизированные или конно-механизированные. Первые предназначены для прорыва обороны, вторые для развития успеха. Вот давайте и посмотрим на то, как развивались именно мото- или конно-механизированные соединения и объединения РККА.
Начинают обычно с идеи Уборевича создать;
«сплошной оперативный организм (армию) в составе двух механизированных корпусов – 1000–1200 танков, шести стрелковых дивизий по 11 000 автомобилей, двух-трёх кавалерийских дивизий по 300 машин и двух штурмовых и истребительных бригад – 400 самолётов»
Шесть дивизий мотопехоты, да ещё две кавалерийские — это уже явный перебор для такого количества танков, но в целом вполне логично.
Равно как и предлагаемая Жуковым конно-механизированная или мото-механизированная армия, в составе которой предлагалось иметь два механизированных, один-два кавалерийских корпуса и соответствующее количество авиации, тоже выглядит вполне логично.
Стоит обратить внимание, что от кавалерии никто отказываться не предлагает. Что вполне логично для Красной Армии, ибо с мотопехотой в РККА туго. Точнее с транспортом. Обычные грузовики для этой цели мало годятся, а полноприводных автомобилей, а ещё лучше полугусеничных или гусеничных транспортёров промышленность дать не может в требуемых количествах. Про бронетранспортёры можно и не заикаться. Единственное, что как-то может компенсировать нехватку мотопехоты — кавалерийские дивизии и корпуса.
А ещё стоит обратить внимание на количество танков в армии. Уборевич говорит про 1000-1200, у Жукова два мехкорпуса — это примерно тоже 1000-1100.
К началу Великой Отечественной мы подошли с мехкорпусами, в которых штатами и предусматривалась та же тысяча танков. Как в предлагаемых до войны, и сформированных в ходе войны армиях. С той лишь поправкой, что мехкорпуса ещё и одновременно были ударными соединениями. Каждый танковый полк танковой дивизии располагал батальоном КВ и батальоном огнемётных танков. Их задача одна — прорывать оборону. А когда корпус войдёт в прорыв, эти танки отстанут (если, конечно, вообще останутся целыми) и далее действовать будут батальоны Т-34 и БТ (которых, видимо, заменят Т-50) с мотопехотой. Всё это сильно напоминает немецкие взгляды на использование крупных танковых соединений, о которых я ранее писал.
Как мы знаем, война пошла не так, и скоро в РККА остались лишь бригады, в коих танков была меньше, чем в прежних батальонах. Однако после тяжких поражений 1941 года танки вновь начинают поступать всё в бо́льших количествах и бригады начинают объединять в корпуса. Правда, весьма слабого состава.
И в мае 1942 года доходит дело и до танковых армий. В армии 1942 года должно было быть два танковых корпуса и одна резервная танковая бригада. Корпус включал одну танковую бригаду КВ (32 КВ и 21 Т-60) и две бригады Т-34 (по 44 Т-34 и 21 Т-60 в каждой). Всего в корпусе предполагалось иметь 183 танка, в резервной танковой бригаде – 44 танка Т-34 и 21 танк Т-60, а в армии – 431 танк. Плюс стрелковые дивизии (на практике от одной до шести стрелковых дивизий), кавалерийский корпус, полк реактивной и ствольной артиллерии, мотоциклетный полк или батальон, полки противотанковой и зенитной артиллерии.
Как видно уже по составу, армия могла и оборону прорывать (для чего в ней танки КВ и стрелковые дивизии) и успех развивать. Но танковые армии 1942 года проявили себя не лучшим образом все. Тут виной был не состав самой армии, хотя и не без этого. В любом случае в декабре 1942 года встал вопрос о формировании новых армий и поиске оптимального состава для них.
По планам декабря в 1943 году собирались сформировать 20 механизированных корпусов и 2-3 механизированных армии. В каждой армии намечалось по два механизированных и один танковый корпуса, плюс средства усиления.
Однако в январе 1943 уже принимается новый вариант танковой армии: два танковых корпуса по 208 танков (131 Т-34 и 77 Т-70) и один механизированный корпус — 219 танков (163 Т-34 и 56 Т-70).
Таких армий сначала планируется 12-15, затем останавливаются на 10, из которых сформировали лишь 5, да и то не полного состава.
В танковую армию должны были входить (кроме корпусов): зенитная дивизия, мотоциклетный, истребительно-противотанковый, гаубичный артиллерийский, гвардейский миномётный полки, авиационный полк связи У-2, полк связи, автомобильный полк, инженерный, два ремонтно-восстановительных батальона (один танковый, один автомобильный), тыловые учреждения. Общая численность армии – 46 121 человек.
Танковый корпус: три танковые и одна мотострелковая бригады, миномётный и самоходный артиллерийский полки, гвардейский миномётный дивизион, бронеавтомобильный, мотоциклетный и сапёрный батальоны, батальон связи. Общая численность корпуса 9667 человек.
Механизированный корпус: три механизированные и одна танковая бригады, миномётный и самоходный артиллерийский полки, гвардейский миномётный дивизион, мотоциклетный и сапёрный батальоны, батальон связи. Общая численность корпуса 15740 человек.
Интересно, что ещё до решения о формировании этих десяти танковых армий, в январе 1941 года уже началось создание новых 1-й и 2-й танковых армий. Их состав интересно посмотреть
В состав 1-й танковой армии включались: механизированный и танковый корпуса, танковая бригада, четыре отдельных танковых полка, две воздушно-десантных дивизии, четыре лыжные бригады, зенитно-артиллерийская дивизия, гаубичный артиллерийский, два истребительно-противотанковых артиллерийских, два миномётных и два гв. миномётных полка.
2-я танковая армия формировалась изначально в таком составе: два танковых корпуса, танковая бригада, два танковых полка прорыва, два бронетранспортёрных и один мотоциклетный батальоны, три стрелковые дивизии, три лыжные бригады, два истребительно-противотанковых артиллерийских и один гвардейский миномётный полки, два инженерных батальона.
Надо отметить, что лыжные бригады в тот период были тоже неким аналогом кавалерии и использовались как подвижные войска. Так что их присутствие в танковых армиях зимой вполне логично.
Позже в состав танковых армий включают истребительно-противотанковые, самоходно-артиллерийские, миномётные и зенитно-артиллерийские части, равно как растёт количество и качество танков.
К началу 1944 года в танковом корпусе полагалось по штату: три танковые (по 65 танков Т-34) и мотострелковая бригады, три самоходно-артиллерийских (СУ-152 — 12, СУ-85 —16, СУ-76 —21), истребительно-противотанковый, миномётный и зенитно-артиллерийский полки, мотоциклетный и сапёрный батальоны, истребительно-противотанковый и гв. миномётный дивизионы. Всего в корпусе насчитывалось около 11 тыс. человек, 209 танков (КВ – 1, Т-34 – 208), 49 САУ, 152 орудия и миномёта, 8 установок БМ-13 и 1295 автомашин. Механизированный корпус состоял из трёх механизированных и одной танковой бригад, трёх самоходных артиллерийских (аналогичного состава), миномётного и зенитно-артиллерийского полков, мотоциклетного и сапёрного батальонов, истребительно-противотанкового и гв. миномётного дивизиона. Корпус по штату имел более 16 тыс. человек, 197 танков (Т-34 – 176, Т-70 – 21), 49 САУ, 252 орудия и миномёта, 8 установок БМ-13, 1835 автомашин
В конце войны танковая армия трёхкорпусного состава, имела свыше 50 тысяч человек, 850–920 танков и САУ, около 800 орудий и миномётов, более 5 тыс. автомобилей.
То есть приблизились к той же цифре в тысячу танков.
Надо обязательно не забыть про конно-механизированные группы — по сути аналоги тех же танковых армий, состоявшие обычно из механизированного и одного-двух кавалерийского корпусов, но могло быть и больше.
Так, единственная штатная конно-механизированная группа 2-го Украинского фронта (имела свой штат, подразделяй связи пр.), ставшая потом 1-й гвардейской в октябре 1944 года имела в своём составе три кавалерийских, механизированный и танковый корпуса.
А в ноябре 1942 года на Северном Кавказе было начали формировать Конную армию, в составе которой: шесть кавалерийских дивизий, танковая и мотострелковая (на БТР) бригады, три танковых, три истребительно-противотанковых, пушечный, миномётный, три зенитно-пулемётных и зенитно-артиллерийский полки, четыре бронеавтомобильных и мотоциклетных батальона. В армии 178 танков, 94 бронеавтомобиля, 129 бронетранспортёров, 497 мотоциклов, 74 орудия и 36 миномётов. Как видим, хоть и много кавалерии, но и про танки не забывали.
Я бы ещё обратил внимание, что кавалерийский и механизированный корпус по своему составу со второй половины 1943 года мало отличались, только полков самоходной артиллерии было меньше. Основная разница была в том, что в одном механизированные бригады, а в другом кавалерийские дивизии. Но механизированная бригада с танковым полком и кавалерийская дивизия с танковым полком имели почти одинаковый состав.
На этом, пожалуй, обзор я закончу.
Рекомендую вам ещё мою статью:
Что такое конно-механизированная группа