Найти тему
ППР и точка

Как подводники на «Енисее» отдыхали

Подводная лодка Б-546 у борта госпитального судна "Енисей". Фото автора.
Подводная лодка Б-546 у борта госпитального судна "Енисей". Фото автора.

Это было время уже «оперившейся» перестройки, когда во-всю и во всем начали придумывать новое, пытаться действовать вопреки правилам и шаблонам, отработанным предыдущими десятилетиями, что всячески поддерживалось и приветствовалось руководством.

Так было и в тот раз, летом 1991 года. Командование 5 ОПЭСК решило пересадить подводников на время нахождения лодки в одной из средиземноморских «точке» на борт госпитального судна «Енисей», обеспечив некое подобие межпоходового отдыха.

Видимо, обычно обстановка этого не позволяла, а тогда это преподносилось, как некое новшество, какого раньше никогда не было...

Так вот, после пересадки на борт Енисея на несколько дней нас должны были отмыть, обследовать всеми силами немалого «Енисейского» медицинского персонала, дать отдохнуть, позаниматься спортом, о чем оповестили шифротелеграммой заранее, а затем отправить на следующий автономный этап боевой службы решать поставленные задачи.

Фото автора
Фото автора

Швартовались мы к Енисею при спокойном и практически гладком море во второй половине дня. Солнце светило ярко, было тепло и радостно, ведь предстояло хоть на какое-то время отвлечься от начавшей уже надоедать лодочной повседневности.

Фото автора
Фото автора

По борту Енисея стояли матросы-швартовщики, несколько женщин в белых медицинских халатиках, подполковник медслужбы с кавказской внешностью, который приветливо улыбался, махал рукой и всячески старался привлечь наше внимание.

Фото автора
Фото автора

Оказалось, что это то ли заместитель начальника госпиталя, то ли начальник физиотерапевтического отделения, которого назначили ответственным за наше обследование, восстановительные процедуры и отдых.

Пришвартовались, начали крепить лодку к «Енисею» дополнительными концами. С судна опустили трап.

Фото автора
Фото автора

Командир капитан 2 ранга Аверин А.М. поставил мне задачу сопровождать старшего на борту – заместителя командира бригады капитана 2 ранга Андреева С. В., который направлялся знакомиться с командованием судна и госпиталя и определяться с нашими дальнейшими действиями.

На лодке же предстояло провести ряд подготовительных мероприятий, которые бы позволили части личного состава сойти с ПЛ на госпитальное судно, организовать прием пищи и заступление вахты по-швартовому.

Заместитель командира 69 бригады 4 эскадры подводных лодок Северного флота капитан 2 ранга Андреев С.В. Фото автора
Заместитель командира 69 бригады 4 эскадры подводных лодок Северного флота капитан 2 ранга Андреев С.В. Фото автора

Поднялись с замкомбригом на «Енисей», сходили и к капитану, и к начальнику госпиталя. Везде с нами рядом был ответственный за наш отдых подполковник.

Когда с первыми должностными лицами пообщались, он провел нас в свою просторную двухкомнатную каюту, чтобы уточнить отдельные детали нашего переезда на борт судна.

- Милости прошу! – сказал улыбающийся хозяин, пропуская нас внутрь.

А там был рай: большой стол, накрытый белой скатертью, видимо, по в строгом соответствии с законами кавказского гостеприимства, буквально ломился от нарезок и закусок, салатов, зелени и фруктов. Видимо, «Енисей» к нашему подходу готовили по-взрослому, накануне загрузив его «свежестями».

Для нас, уже давно на лодке перешедших на продукты длительного хранения, это было просто чудо, к которому хотелось поскорее прикоснуться.

Но сначала нужно было решить служебные вопросы.

Подполковник же достал из невысокого холодильника запотевшую бутылку экспортной «Столичной», какого-то виски и предложил начать со стопочки.

Сергей Викторович был непреклонен: это все потом!

Быстро оговорили детали размещения экипажа лодки по судовым каютам, согласовали план обследований и процедур.

Хозяин помещения продолжал предлагать «тяпнуть» и ещё несколько раз соблазнительно обеими руками указал на накрытый изобильный стол.

Но замкомбрига сказал: - А мы можем сначала помыться, а то пресного душа уже месяц не видели? Нам нужно все сделать оперативно, чтобы командира лодки к вам отпустить и успеть до смены вахты.

У Алексея Макаровича Аверина — командира «Б-546» - кроме ряда служебных был и свой, личный неотложный вопрос по медицинской части: накануне он неожиданно потерял один из передних зубов и рассчитывал на отдельную встречу со стоматологом...

Слева - командир Б-546 капитан 2 ранга Аверин А.М. Фото автора.
Слева - командир Б-546 капитан 2 ранга Аверин А.М. Фото автора.

- Конечно, все готово, сауна с бассейном «на высоком» - говорит подполковник и снова интересуется: - Может, всё-таки по стопочке?

- Спасибо за гостеприимство, но перед сауной тем более нельзя – отвечает Сергей Викторович.

Нас быстро провели в кормовую часть судна в большое судовое помещение, где располагалась сауна. Перед входом в нее в достаточно большом бассейне квадратной формы в унисон с плавными покачиваниями «Енисея» плескалась вода.

Мы с замкомбригом вместе обратили внимание, что судно заметно качает, вода время от времени выплёскивается из бассейна на бортики. Что происходило снаружи, из этого помещения видно не было...

Гостеприимный подполковник, загадочно улыбаясь, предупредил: - Когда после парилки будете нырять в бассейн – одевайте, пожалуйста, плавки, а то у нас здесь всегда открыто, могут женщины прийти поплавать.

Всё понятно. Быстро скинув с себя «тропичку», зашли в здорово разогретую парилку, стали греться.

«Енисей» не только покачивало, но периодически ощущались глухие удары, словно что-то большое тыкалось в корпус. Внимания этому на радостях мы не придали.

Через несколько быстро пролетевших минут мокрые от пота и счастливые вышли из сауны, в предбаннике одели плавки и двинулись к бассейну.

Там плавали, разговаривая между собой, две дамы бальзаковского возраста и рубенсовских пропорций.

Мгновенно, как бы из ниоткуда, появился наш гостеприимный улыбающийся подполковник.

Наклонившись к нам, он поведал: - Это чтобы вам не скучно было!..

- А помоложе-то не нашлось, что ли? – как бы невзначай спросил замкомбрига.

- Нужно помоложе? Сейчас организуем! – мгновенно отреагировал медик.

Он строгими окриками быстро выгнал женщин из бассейна и, сказав, что сейчас все решит, куда-то убежал. Мы даже сказать, что это была шутка, не успели...

В этот непродолжительный период, что-то явно изменилось. Покачивания судна теперь стали заметно сильнее, хаотичнее, вода за края бассейна начала заплескивать на каждом качке. И удары в корпус стали резче и чаще. Как узнали позже, госпитальные кранцы «Енисей» от прикосновений к корпусу нашей лодки не предохраняли, на волне бесполезно подлетая в воздух...

Бесполезные кранцы... Фото автора.
Бесполезные кранцы... Фото автора.

- Давай зайдём в парилочку ещё разок и побежали на лодку командира менять – сказал Сергей Викторович.

Зашли, но даже не успели сесть на полок. По судовой трансляции прозвучало объявление: «Представителям подводной лодки срочно прибыть на подводную лодку!», которое для верности повторили ещё пару раз.

И нам было уже не до бани…

Ведь на лодке в наше отсутствие могло случиться, что угодно…

Одеваясь на ходу, мимо парочки молоденьких девчонок в купальниках бегом направились к трапу.

За выходом на верхнюю палубу была плотная темень. Ночь в Средиземке наступает быстро и по нашим заполярным меркам - рано...

В лучах прожектора на крутой волне буквально плясала наша лодочка, изредка сплющивая, а в основном — выталкивая в воздух бесполезные черные кранцы, глухо и тяжело тыкаясь в борт плавучего госпиталя.

На носовой надстройке с топором в руках стоял наш старпом Лёня Сидоров, готовый рубить связывающие лодку и судно концы.

Слева - старший помощник командира ПЛ Б-546 капитан-лейтенант Сидоров Л.Л.
Слева - старший помощник командира ПЛ Б-546 капитан-лейтенант Сидоров Л.Л.

Так вышло, что сразу за заходом солнца резко задул ветер, превратив спокойное море в почти штормовое. И чтобы на волне не пробить госпитальный борт, командир принял решение срочно отвязаться и отойти в море.

Дизеля уже были запущены. Судовой трап то приближался к лодке, то взлетал над ней на приличную высоту.

Выбрав момент, мы по очереди экстремально спрыгнули с него, попав в крепкие руки страхующих сослуживцев.

Трап на «Енисее» тут же подняли, швартовные концы скинули, и мы, заливаемые на мостике брызгами от хаотичной волны, резво отошли от борта судна в кромешную темноту.

На вопрос командира: «Помыться-то успели?» – замкомбрига ответил: «Почти…».

На этом организованный отдых экипажа подводной лодки на госпитальном судне и закончился.

В оставшиеся дни море горбатилось, с наступлением темноты снова резко увеличивая и амплитуду, и высоту волн.

На следующие сутки в первой половине дня все же удалось ещё раз ненадолго пришвартоваться к «Енисею».

Но в это время на его палубе встречающих и зрителей уже не было — это же, действительно, был уже не первый подход.

Командир, зайдя в каюту гостеприимного подполковника, обнаружил там бардак и разруху: гору тарелок с «бычками»-окурками в остатках пищи и несколько пустых бутылок из-под спиртного.

Видимо, на радостях, что сам Нептун подарил такую возможность, гостеприимные хозяева «отпраздновали» завершение так и не начавшегося мероприятия.

А что им оставалось – не пропадать же добру…

На промятого подполковника с гадюками на погонах, со слов командира, без жалости смотреть было нельзя… Он и сам, похоже, не понимал, как такое опустошение предназначенных для гостей угощений могло произойти…

Как Пятачок из мультика про Винни-Пуха не понимал, куда после его падения мог деться подготовленный для ослика Иа подарочный шарик…

Вопреки правилам, экипаж мы тогда сами помыли пресной водой на лодке. А что было делать?

Моряки-то рассчитывали на многое. Одна возможность хоть несколько деньков провести рядом с сотней прекрасных представительниц слабого пола уже кружила голову, не то что ожидание цивильной бани-сауны с бассейном, кинозала и волейбольной площадки, посещение которых было прописано в так и не реализованном плане...

Но подводникам к тяготам и лишениям не привыкать, поэтому после пополнения запасов у борта ККС «Березина» наша «Букашка», оставив за кормой машущих платочками «енисейских» медсестричек и грустного подполковника, продолжила свой боевой поход.

Фото автора
Фото автора

Протрактор

-

Уважаемые читатели! Ваши лайки и комментарии, отправленные друзьям ссылки помогают развитию нашего канала.