Найти тему

Стандарты микрофинансового рынка

Оглавление

Стандарт – это согласованный метод выполнения чего-либо. Это может быть производство изделия/продукта/услуги, работа с покупателем, а также выполнение внутренних операций в организации и др. Стандарты могут охватывать широкий круг действий и объектов, за выполнение которых отвечает организация.

Стандарты призваны ввести четкие правила, однотипные для определенного сектора экономики или объединений организаций. Это в итоге положительно влияет на качество продукта, сервис и юридическую чистоту операций. Для потребителя продукт, сделанный в рамках стандартов, становится более понятным, имеет определенные гарантии и позволяет среди множества однородных продуктов сделать взвешенный выбор.

В микрофинансовом секторе действуют свои стандарты деятельности некредитных финансовых организаций. МФО и КПК входят в состав саморегулируемых организаций (СРО), которые разрабатывают стандарты деятельности для своих участников. Эти документы носят название Базовые стандарты и направлены на стандартизацию различных сторон деятельности участников микрофинансового сектора.

Базовые стандарты разрабатываются СРО в соответствии с требованиями Банка России и представляют собой документы, обязательные для исполнения всеми МФО и КПК/СКПК.

Базовые стандарты применяются по следующим направлениям работы компаний:

  • Управление рисками
  • Корпоративное управление
  • Внутренний контроль
  • Защита прав и интересов получателей финансовых услуг
  • Совершение операций на финансовом рынке

Значительная роль в деятельности Банка России отведена защите прав потребителей финансовых услуг. В связи с этим регулятор следит за соблюдением финансовыми организациями требований Базовых стандартов, выявляет и работает над устранением недобросовестных практик.

Базовые стандарты совершенствуются. В начале 2023 года Банк России утвердил новую редакцию Базового стандарта совершения микрофинансовой организацией операций на финансовом рынке.

О чем должны знать потребители финансовых услуг

Основная цель нововведений - предотвратить мошенничество при получении онлайн-займов с использованием чужих персональных данных. В новой редакции Базового стандарта прописаны инструкции для МФО по проверке заемщиков при выдаче онлайн-займов. Стандарт устанавливает правила, которыми микрофинансовые организации должны руководствоваться при взаимодействии со своими клиентами. Определен порядок, которого должны придерживаться микрофинансовые организации при выдаче микрозаймов и привлечении денежных средств физлиц. Установлены требования к заключаемым договорам, прописана процедура оценки платежеспособности заемщика.

-2

С этой целью МФО будет проводить проверку:

  1. Действительности документа, удостоверяющего личность потенциального заемщика (для этого используются сервисы органов государственной власти или иные сервисы, обеспечивающие уровень достоверности результатов проверки)
  2. Подлинности фотографии в паспорте
  3. Актуальности сведений о кредитной истории
  4. Использования устройства, с которого оформляется онлайн-заем, на предмет возможности его использования мошенниками
  5. Использования указанных в заявлении счета и номера телефона, адреса электронной почты самим потенциальным заемщиком, а не мошенником.

Одним из мероприятий по проверке заемщика также является применение метода серии контрольных вопросов.

Всего в Базовом стандарте содержится 10 способов проверки заемщика, но МФО вправе сократить количество до 3-х предложенных законодателем способов, так называемое минимальное количество обязательных мероприятий. В данном случае выбор способов проверки – за МФО.

Заемщику важно знать, что его не будут проверять, если ранее была проведена:

  • Идентификация через ЕСИА
  • Идентификация при личном присутствии в офисе МФО
  • Идентификация в соответствии с требованиями Федерального закона

№ 115-ФЗ без личного присутствия.

Знание и понимание заемщиком действий, которые проводит микрофинансовая организация, коммерческий банк или иная финансовая организация перед предоставлением финансовой услуги, позволит пользоваться продуктом без нарушений условий, выбирать действительно подходящий продукт без рисков для семейного бюджета и в целом быть финансово подкованным в мире больших финансовых возможностей.