Найти тему
Радио Sputnik

Эксперт объяснил, что изменится со вступлением Ирана в ШОС

   Флаг Ирана в Тегеране© AP Photo / Vahid Salemi
Флаг Ирана в Тегеране© AP Photo / Vahid Salemi

По итогам саммита Шанхайской организации сотрудничества, проходившего в Нью-Дели в онлайн-режиме, завершился процесс полноформатного присоединения к ШОС Ирана. Президент России Владимир Путин, выступая на саммите, высказался также в поддержку полноправного членства Белоруссии, которая пока имеет в организации статус наблюдателя.

В эфире радио Sputnik главный научный сотрудник Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России Антон Гришанов прокомментировал вступление в ШОС Ирана и планы, касающиеся полноформатного принятия в организацию Белоруссии.

"Страны ШОС демонстрируют нежелание играть по западным правилам, в рамках навязываемых Вашингтоном и Брюсселем установок и попыток изолировать тот же Иран или Белоруссию… То есть мы с нашими партнерами показываем, что у нас другая повестка, мы не принимаем в расчет навязываемые нам стереотипы. <…> Иран находится в стадии динамичного переговорного процесса со странами, не входящими в ШОС, в том числе с Саудовской Аравией. Его вступление в ШОС позволит говорить о распространении влияния организации далеко за пределы того периметра, который определяется границами ее членов. <…> Показательно, что именно Китай организовал примирение Тегерана и Эр-Рияда, которое раньше невозможно было себе представить", – отметил Антон Гришанов.

Эксперт обратил внимание на различия в подходах ШОС и НАТО к межгосударственным отношениям.

"ШОС – это структура, устремленная в будущее в большей степени, нежели НАТО, которая устремлена в прошлое, в сторону устаревших стереотипов о необходимости сдерживания России и других центров силы, возникающих в других регионах мира. Мы видим, что они сейчас начинают предпринимать попытки переориентироваться, в том числе на Азию, идут разговоры об открытии офиса НАТО в Токио. Все это основано на конфронтационной логике. В то время как ШОС создавалась как организация, которая нацелена на сотрудничество, на конструктивную перспективу, и в целом в этом ключе она и развивается, в отличие от НАТО и других подобных западноцентричных объединений", – сказал Антон Гришанов.

Несмотря на то, что страны ШОС активно сотрудничают в области безопасности и значительная часть членов организации входит в состав ОДКБ, создавать военный блок наподобие НАТО они пока не планируют, уточнил эксперт.

"Пока таких задач (создания военного блока наподобие НАТО, – ред.) не ставится, с учетом проблем, которые есть, в частности, между Индией и Пакистаном, Индией и Китаем. На данном этапе задача ШОС – сблизить позиции этих стран, – добавил Антон Гришанов.

Он обратил внимание на четко выраженную членами ШОС поддержку президента России 24 июня, во время попытки вооруженного мятежа.

"Поддержка была выражена в ходе многочисленных телефонных переговоров президента России с его коллегами из стран ШОС, и не только ШОС, из стран так называемого мирового большинства. Другой реакции мы вряд ли могли ожидать, они все-таки высококлассные политики. Это вполне ожидаемо, но важно, что они ее четко артикулировали, в отличие от западных деятелей, предпочитавших выступать с какими-то странными прогнозами и рассуждениями", – отметил Антон Гришанов.

В состав ШОС входят Россия, Индия, Иран, Казахстан, Киргизия, Китай, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателя при организации имеют Афганистан, Белоруссия и Монголия. Партнерами по диалогу ШОС являются Азербайджан, Армения, Египет, Камбоджа, Катар, Непал, Саудовская Аравия, Турция, Шри-Ланка.

Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.