Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Теория привязанности

Джон Боулби англ. John Bowlby (Edward John Mostyn Bowlby) — психиатр, специалист в области психологии развития и психоаналитик занимался исследованием биологических задатков и потребности в заботе, которая является отличительной особенностью как человеческих младенцев, так и детенышей млекопитающих, что в конечном итоге сформировало теорию привязанности. Теория привязанности Джона Боулби легла в основу множества научных исследований, где доказана важность отношений между матерью и младенцем для дальнейшего его выживания.

Надежная фигура крайне важна для младенца, от которой он мог бы зависеть в опасной ситуации. Фигура взрослого, обладающая чуткостью и заботливостью, снимает тревогу и успокаивает младенца, что помогает в дальнейшем интериоризировать переживание безопасного базиса и превратить его в безопасную привязанность с успокаивающими интроектами для самоуспокоения в будущем, благодаря чему ребенок будет развиваться свободно, сможет играть и исследовать мир. Противоречивые сигналы поведения ухаживающего лица создают основу далекую от безопасности, по причине чего в будущем ребенок не сможет задействовать свой потенциал для развития любознательности, творчества и коммуникативных навыков. Сформированная внутренняя модель привязанности, которая может быть как безопасная, так и небезопасная, в дальнейшем отвечает за построение будущей семьи младенца, в частности, за взаимоотношения с партнерами и детьми. Исследуя проблемы привязанности и последующего разделения Боулби определил их разрешение как ключевой фактор, предопределяющий развитие личности и возникновение психопатологии. Именно в своих работах он и указывает на влияние сепарации или утраты родителя на возникновение психопатологии.

Мэри Эйнсворт и Мэри Мэйн продолжили дело Джона Боулби по исследованию механизмов привязанности. Эйнсворт проследила, что младенцы, которые пытаются восстановить душевную связь после перенесенной разлуки, проявляют тягу к определенным лицам, демонстрируя им определенные паттерны поведения. Некоторая категория младенцев имеет возможность справиться с разлукой, демонстрируя спокойное и уверенное поведение, другая категория испытывает нестабильность и неуверенность, но способы выражения различны. Первая категория избегает объект привязанности, параллельно отвергая его, вторая категория желает чрезмерного слияния, отвергая заботу, третья — дезориентирована после разлуки с последующим воссоединением. Тип привязанности младенца зависит и от типа привязанности фигуры ухаживающего взрослого, где особенности взаимодействия универсальны для каждой конкретной диады. Можно отметить, что характерен не только диадный тип привязанности для здорового формирования личности и безопасного базиса, взаимодействие с другими членами семьи также оказывает влияние на формирование внутренних объектов ребенка, что в дальнейшем является ключевым фактором в выборе партнера.

Мери Мэйн и Рут Голдвин продолжили изучение механизмов привязанности взрослых людей, где определили, что данные механизмы могут быть безопасными/небезопасными, автономными и теми, что создают возможность для спонтанного проявления чувств. У взрослых людей небезопасный стиль привязанности может принимать различные формы. К примеру, человек может быть чрезмерно вовлечен в близкие отношения или, напротив, не испытывать необходимости в близости с полной уверенностью в своей правоте, либо находиться в перманентном состоянии страха отвержения. Для взрослых с безопасным или зависимым типом привязанности образ партнера является позитивным, в то время как для взрослых, отвергающих близость или испытывающих страх быть брошенным, представление об образе партнера по большей части негативно.

Мэри Мэйн отметила, что стратегия, по которой строится привязанность младенца, коррелирует со стратегией взрослого, который осуществляет уход за младенцем. Питер Фонаги определил, что особое влияния на тип привязанности указывает ментализация родителя, что включает в себя размышление, обдумывание и понимание переживаний и потребностей ребенка. Взрослые люди с безопасным уровнем привязанности, которые смогли произвести сепарацию от своих родителей, удовлетворены личной историей, увлечены гармоничным проживанием текущей жизни и настроены на чуткое удовлетворение потребностей своего ребенка, формируют безопасный уровень привязанности у своих детей. У взрослых людей, имеющих избегающий или отвергающий тип привязанности, где не произошло сепарационного разделения с родителями, а негативные эмоции не дифференцируются и не находят выхода, вырастают, как правило, дети с небезопасным или избегающим типом привязанности.

В случае, если взрослый человек не смог разобраться во взаимоотношениях между ним и своими родителями и его тип привязанности сопротивляющийся или зависимый, его поведение может послужить толчком к формированию у ребенка зависимого поведения или процесс сопротивления душевному комфорту. Если привязанность взрослого дезорганизованная или неразрешенная, а чувства и поведение с трудом поддается контролю, так как обращение с ними в детстве было непредсказуемым и травматичным, она оказывает влияние на формирование у детей неспособности к эмоциональной структурализации и демонстрирующее хаотичные реакции в отношении данного взрослого.

Можно рассмотреть также теорию объектных отношений с точки зрения соотношения с теорией привязанности. Теорию привязанности и теорию объектных отношений объединяет положение, отвечающее за то, что мотивационной потребностью человека является построение отношений, а не реализация инстинктов. Обе данные теории объединяют внутренний и внешний мир человека. Теория привязанности рассматривает данный процесс как совокупность внутренних рабочих моделей, что является внутренней реальностью, а теория объектных отношений является системой, в которой происходит взаимодействие личности с внутренними объектами. Теория привязанности опирается в своей основе на наблюдении за поведением в условиях сепарации и воссоединения, а в теории объектных отношений изучению подлежат комплексные сдвиги, очень тонкие по своей природе, в условиях терапевтических отношений. Обе данные теории делают акцент на поведении человека при определенных условиях. Для понимании природы связей между внутренней и внешней реальностью теория объектных отношений предлагает понятия бессознательной фантазии и бессознательной коммуникации при помощи проективной и интроективной идентификации, а теория привязанности предполагает влияние способности ментализации родителя на формирование типа привязанности ребенка.

В психоаналитическом кругу теория привязанности не находит своего подтверждения, так как уводит от основных аналитических понятий в виде бессознательных фантазий и инстинктивных влечений, играющих важнейшую роль в ходе развития, однако исследователи теории объектных отношений поддержали теорию привязанности Джона Боулби, так как открытия в области исследования теории привязанности соответствуют идеям, возникшим на базе клинической практики, где младенец интернализует полученный опыт, благодаря которому происходит формирование структуры личности.

Изображение от jannoon028 на Freepik

Автор: Анастасия Мельникова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru