Халяби передает следующее: «Я спросил у Абу Абдуллаха (то есть Джафара Садыка) про значение слова «ас-салям» (мир) в аяте «Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру»[1]. Он ответил: «Это означает покорится нашему валаяту»[2].
Абдуллах бин Джундаб передает следующее: «Я спросил у имама Али бин Мусы значение аята «Мы довели до них Слово постепенно и в течение долгого времени, чтобы они могли помянуть назидание»[3]. Он ответил: «Это означает, что одного имама воспитывали для следующего»[4].
Мухаммад бин Нуман передает следующее от Саллама: «Мухаммад Бакыр объяснил аят «Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам...»[5] так: «Здесь подразумеваются Али, Фатима, Хасан и Хусейн. После них это повеление распространилось и на других имамов. Затем Аллах приказал[6] в отношении других людей: «Если они (то есть и другие люди - прим.) уверуют в то, во что уверовали вы (Али, Фатима, Хасан и Хусейн и другие имамы), то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то окажутся в разладе с истиной»[7].
Имам Джафар Садык так прокомментировал аят «Воистину, самыми близкими к Ибрахиму (Аврааму) людьми являются те, которые последовали за ним, а также этот Пророк (Мухаммад) и верующие»[8]: «Здесь подразумеваются имамы и те, кто последовал за ними»[9].
Малик бин Джухани передает следующее: «Я спросил у имама Джафара Саддыка о толковании аята «Этот Коран дан мне в откровение, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет»[10]. Он сказал так: «То есть Мухаммад и те из Ахли Бейт, кто достиг степени имама подобно Посланнику Аллаху предостерегает с помощью Корана»[11].
Передают следующее от Мухаммада Бакыра: «О те, которые уверовали! Принимайте ислам целиком и не следуйте по стопам сатаны. Воистину, он для вас - явный враг»[12].Здесь говорится о необходимости следовать за Ахли Бейт»[13].
Абу Басир рассказывает, что имам Джафар Садык дал следующее толкование аяту «Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас»[14]: «В Судный день будут вызваны Пророк и повелитель правоверных и те, кто из его рода. Они встанут в месте, откуда будет их видно людям. Когда их увидят те, кто любил их, то воскликнут «Хвала Аллаху, Который привел нас к этому! Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас». То есть они скажут «Хвала Аллаху за то, что он нас привел к валаяту повелителя правоверных и имамов из его рода»[15].
Мухаммад Бакыр, говоря об аяте «Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие»[16], дал следующее толкование: «Здесь подразумевается валаят».[17]
Джафар Садык дает такое толкование аята «В День воскресения Мы установим справедливые Весы»[18]: «Здесь говорится о пророках и преемниках»[19]
Имам Джафар Садык так толкует аят «Что привело вас в Преисподнюю? Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз (мусаллин)»[20]: «Они говорят, что не были теми, кто следовал за имамами. Потому что Аллах сказал об имамах: «А опередившие остальных в совершении благодеяний опередят остальных в Раю. Они будут приближенными»[21]. Разве вы не знаете, что люди называют лошадь, пришедшей первой на скачках «ас-сабык», а вторую лошадь, которая пришла сразу - «мусалли». Поэтому, когда обитатели ада говорят, что «мы были из числа мусаллин», то есть не были из тех, кто пришел сразу за первыми пришедшими»[22].
Зайд бин Шаххам передает следующее: «В одну из ночей пятниц мы шли вместе с имамом Джафаром. Он мне сказал: «Сегодня ночь пятницы. Прочитай нам Коран». Я же прочитал этот аят: «Воистину, День различения - это срок, установленный для каждого из них. Это будет день, когда близкий ничем не поможет своему близкому и когда помощь не будет оказана никому, кроме тех, над кем смилостивится Аллах».[23]
Имам Джафар сказал: «Клянусь Аллахом, те, к кому милостив Аллах, это мы, и, клянусь Аллахом, и мы их тех, для кого Аллах сделал исключение. Однако мы не нуждаемся в ним»[24].
Абу Хамза передает следующее от Мухаммада Бакыра: «Ниже приведенный аят был ниспослан Мухаммаду (с) следующим образом: «Беззаконники (творящие несправедливость к Мухаммаду и Ахли Бейту) заменили сказанное им слово другим, и Мы ниспослали на беззаконников (творящие несправедливость к Мухаммаду и Ахли Бейту) наказание с неба за то, что они поступали нечестиво»[25].
Абу Убайда передает следующее:
«Я спросил у Мухаммада Бакыра толкование аята «Принесите мне Писание, предшествовавшее этому, или хоть какой след знания, если вы говорите правду»[26]. Он ответил: «Под писаниями подразумевается Таурат и Инджиль. Под «следом знаний» понимаются преемники и знания пророков»[27].
Аммар ас-Сабати передает следующее: «Имам Джафар Садык сказал: «Разве тот, кто последовал за довольством Аллаха, подобен тому, кто попал под гнев Аллаха и чьим пристанищем будет Геенна?! Как же скверно это место прибытия! Они займут разные ступени перед Аллахом»[28].
Следующие за довольством Аллаха - имамы. И они, клянусь Аллахом, о, Аммар, степени для верующих. Если верующие возьмут нас в друзья (вали) и признают, Аллах увеличит в разы их деяния, и они достигнут высоких степеней»[29].
Аммар аль-Асади передал следующее толкование имама Джафара аята «К Нему восходит только прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние»[30].
«Здесь под «праведными деяниями» имеется ввиду валайат Ахли Бейт. Кто не принял нас в покровители (вали), деяние того не вознесется к Аллаху»[31]
Сама'е бин Михран передал следующее толкование имама Джафара аята «...и тогда Он одарит вас вдвойне из Своей милости»[32]: «Здесь говорится о Хасане и Хусейне»[33].
Статья подготовлена используя перевод труда выдающегося исламского профессора современности Хайдара Баша "Достопочтенный Имам Хасан(а)". Перевод с турецкого Арслана Кули.
Дополнительно: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"
Дополнительно: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"
[1] Сура Анфал, 61
[2] Усул-у Кафи, т. 1, с. 760
[3] Сура Кассас, 51
[4] Усул-у Кафи, т. 1, с. 760
[5] Сура Бакара, 136
[6] Усул-у Кафи, т. 1, с. 760
[7] Сура Бакара, 137
[8] Сура Ал-и Имран, 68
[9] Усул-у Кафи, c. 1, s. 761
[10] Сура Ан'ам, 19
[11] Усул-у Кафи, c. 1, s. 761
[12] Сура Бакара, 208
[13] Усул-у Кафи, c. 1, s. 763
[14] Сура Араф, 43
[15] Усул-у Кафи, c. 1, s. 763
[16] Сура Рум, 30
[17] Усул-у Кафи, т. 1, с. 765
[18] Сура Анбия, 47
[19] Усул-у Кафи, т. 1, с. 765
[20] Сура Мудассир, 42, 43
[21] Сура Вакиа, 10, 11
[22] Усул-у Кафи, т. 1, с. 766
[23] Сура Духан, 40, 41
[24] Усул-у Кафи, т. 1, с. 776
[25] Сура Бакара , 59
[26] Сура Ахкаф , 4
[27] Усул-у Кафи, т. 1, с. 780
[28] Сура Ал-и Имран , 162, 163
[29] Усул-у Кафи, т. 1, с. 786
[30] Сура Фатыр, 10
[31] Усул-у Кафи, т. 1, с. 786
[32] Сура Хадид, 28
[33] Усул-у Кафи, т. 1, с. 786